ЗАКАРПАТСКИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ХРАМЫ...
Они, словно птицы, присевшие на пригорке, чтобы сорваться
от наименьшего шума в новый полет. Их гармоничность взлелеяна руками древних
зодчих, выверена до миллиметра, ведь делалось все без гвоздей и клея —
только из дерева.
Это архитектурное явление исследуется почти век, если брать
за исследовательский основу труд закарпатского автора Уриила Метеора (псевдоним
просветителя Ивана Сильвая) «Наші скарби», напечатанный в Ужгороде в 1901
году. А самым примечательным трудом того времени является фотоальбом чешского
фотографа и исследователя народного искусства Богумила Вавроушка, изданный
в Праге в 1929 году. 272 фотоиллюстрации открывают нам материализованную,
согласованную с природой жизнь. А первые фотографии церквей сделал в 1919-1925
годах другой чешский исследователь Флориан Заплетал, но вышли они в свет
аж в 1982 году.
ГРАНИ ЖИВОГО ЧУДА
Храмовая архитектура Закарпатья создавалась веками, своими
корнями достигала древнерусской и древнеукраинской культурной основы. До
нашего времени сохранилось только несколько десятков деревянных церквей,
хотя в середине XVIII века их на Закарпатье было около 800: в Ужанском
комитате (административная единица того времени. — Авт. ) — 84 деревянные
церкви, Бережском — 100, Мараморошском — 118 и т.д. В XIX веке было принято
решение сооружать церкви из более прочных материалов — и количество деревянных
храмов резко уменьшилась. Многие из них разобрали, чтобы заменить каменными.
Так в Бережском комитате, как и прежде, на 1843 год оставалось 100 деревянных
церквей, а к началу ХХ века их осталось только 40, а каменных было построено
90. В советскую эпоху разобрали церкви в селах Русское Поле, Подплеша и
Ганичи Тячевского, Плавье Славянского и Розтоки Раховского районов, сгорели
— в Соймах и Майдане Межигорского, Русской Мокрой Тячевского районов, а
еще разобрали десятки небольших храмов, менее примечательных в архитектурном
плане.
К первой группе относится бойковская строительная школа
с ее тризубными, трехдельными, трехверхими храмами. Древнерусские традиции
просматриваются в их построении. Церкви состоят из трех квадратных срубов,
вытянутых по оси «восток-запад». Центральный сруб больше по размерам от
боковых — алтаря с востока и бабинца с запада. В центральном срубе, как
тогда было заведено, молились мужчины (люди), а в бабинце — женщины (бабы),
не имевшие права быть наравне с «людьми», а только толпившиеся у входа.
Из-за этого и название «бабинец».
Самой яркой чертой бойковских церквей является большое
количество горизонтальных членований их верхов, зависевшее от количества
заломов на всех трех верхах. Верх над центральным срубом всегда выше боковых,
а в более поздних образцах бывает одинаковой высоты с боковыми, а еще в
еще более поздних, под влиянием западного строительства, над всеми возвышается
колокольня над бабинцем. Памятники бойковской строительной школы сохранились
в Верхнем Студеном Межигорского (1804 г.), Гусном (1655 г.), Сухом (1769
г.), Вышце (конец XVII века) и Ужке (1745 г.) Великоберезнянского района.
Часть бойковских церквей перестроена, не всегда, впрочем, толково.
Вторую группу составляют храмы лемковской строительной
школы, получившие распространение с середины XVIII века. Они также трехдельные,
но перекрытие срубов в них потеряло свое равновесие, появилась более динамичная
композиция, которая создается нарастанием высоты с востока на запад. Одна
из причин такой трансформации этих церквей — попытка католического духовенства
максимально латинизировать внешний вид храмов восточного обряда. Поэтому
основной внешней чертой лемковских церквей является потеря центричности
сооружения вследствие перемещения вертикальной доминанты с центрального
сруба на высокую башню — колокольню над бабинцем или вокруг него.
К сожалению, ни одна из сохраненных лемковских церквей
не находятся на своем первичном месте: три церкви в 20-30-х годах ХХ века
перенесены в Чехословакию, шелестовскую церковь (1777 г.) — в областной
музей архитектуры и быта, а церковь из села Каноры (1792 г.) — в Киевский
музей народной архитектуры и быта Украины. Хотя, с другой стороны, как
раз может это спасло их от вполне возможных, типичных для нашего времени,
катаклизмов.
К третьей группе относятся храмы, известные под названием
— «церкви домашнего типа». В их основе — прямоугольный сруб, объединяющий
название (центральную часть) и бабинец, и квадратный (более узкий или же
граненый) сруб алтаря. Срубы покрыты высокими крышами, своими формами напоминающими
сельские жилища. Постройкой и размерами они повторяют древнерусские храмы
этого типа конца XII века в Черниговском и Галицком княжествах. Самые древние
из церквей этого типа можно еще увидеть в селах Колодное и Диброва Тячевского,
Среднее Водное — Раховского, Александровка, Сокирница, Крайниково — Хустского
и Ивашковца — Иршавского районов.
Последнюю группу храмов представляют гуцульские крещатые,
одноверхие, а порой трех- и пятиверхие церкви. В основе их плана лежит
равноплечный крест, где продольный ряд помещений по оси «восток-запад»
дополнен с севера и юга двумя боковыми притворами. Самые лучшие образцы
— Струковская церковь (1824) и Плинтоватовская церковь (1780 г.) из поселка
Ясиня Раховского района.
ЗЕМНЫЕ ОГНИ НАД ХРАМАМИ
Отнюдь не огонь небесный падает на Божьи обители — земной.
За последние годы сгорели церковь в селе Лубня Великоберезнянского района,
знаменитый готический храм в Стебловке Хустского района, кто-то сжег ценный
архитектурный памятник в Кобылецкой Поляне Раховского района. Кроме того,
по разным субъективным причинам разобрали деревянные церкви в Водице, Костиловке
и Вильховатом Раховского района.
24 мая в 14.21 в Воловецкую пожарную часть поступило сообщение
о пожаре в греко-католической церкви села Нижняя Розтока (1880). Старая
высохшая древесина сразу вспыхнула. Подъездных путей не было — молиться
верующие поднимались на церковный холм пешком. Пожарной технике пришлось
брать воду из нижнего ручья шлангом. Но спасти главное сооружение так и
не удалось — только алтарь с колокольней. Вызвала этот пожар неисправная,
давно устаревшая электропроводка, как и 2 мая этого года в селе Русская
Долина Виноградовского района в церкви, где молилась православная община.
Возвели последнее сооружение на Буковине аж в XIV веке, а в 1922 году перевезли
на Закарпатье на плотах и освятили на Стретенье, из-за чего она и называлась
Стретенской. Из- за подобной небрежности в марте 1994 года сгорела деревянная
церковь в Пушкинове того же района.
ЭТО ВСЕ — ЖЕРТВЫ НАШЕЙ ЗАБУРЬЯНЕННОЙ, ЗАБРОШЕННОЙ ПАМЯТИ!..
Не лучше огня безвкусица у новейших реставраторов. Деревянные
храмы часто покрывают жестью — и они начинают напоминать складские ангары.
Особенно «постарались» новоявленные «зодчие» в с. Сухой Великоберезнянского
района, где на церкви Св. Ивана поставили жестяную крышу, а стены, как
в вагонной теплушке, оббили горизонтальными досками, по-новому растесали
старинный дверной косяк с орнаментом и вставили в него современные кухонные
двери...
Если сразу не взяться с полной ответственностью за сохранение
деревянных храмовых памятников Закарпатья — они сгинут под колесами пошлого
рыночного поезда современности, и неизвестно в храмы каких цивилизаций
придут наши дети.