Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От чего мы умираем?

16 октября, 1998 - 00:00

80 лет назад, незадолго до смерти, выдающийся русский философ Василий Розанов создал свою лебединую песню — «Апокалипсис нового времени». В этой небольшой работе мыслитель изложил свои «еретические и языческие» взгляды на историческую роль христианства, а главное — на судьбу России.

Наверное, еще никто в России не смотрел таким критическим глазом на христианство, на тексты Евангелий, как Василий Розанов. Он был глубоко убежден, что христианская идеология оказала весьма негативное влияние на западную цивилизацию и на формирование менталитета европейца. С его точки зрения, христианство оказалось бессильным «устроить жизнь человеческую... Много отслужено обеден, но человеку не стало от этого лучше». Особенно отталкивали Розанова аскетизм, безразличие к красоте мира, к земным радостям. «Ведь Солнце зажглось раньше христианства и оно не погаснет, когда христианство закончится, — Солнце могущественнее Христа».

Главной темой «Апокалипсиса нашего времени», однако, является загадка России и последней российской революции. В событиях первых двух десятилетий ХХ века Розанов видел осуществление Откровения Иоанна Богослова. Многие мысли, высказанные почти умирающим от голода и холода автором, сегодня воспринимаются как пророчества, весьма соответствующие современным реалиям. Ниже приведены несколько коротких текстов из труда Василия Розанова.

«С шумом, скрипом, воем опускается над Российской историей железный занавес. Представление закончилось, публика встала. Пора одевать шубы и разъезжаться по домам. Осмотрелись — ни шуб, ни домов больше нет...

Россия слиняла в течение двух дней (1917 год). Самое большее — в три. Даже «Новое время» невозможно было закрыть так быстро, как закрылась Россия. Больше всего поражает то, что она враз рассыпалась вся, до подробностей, до пустяков. Подобного потрясения в истории не было никогда, не исключая даже Великого переселения народов. Там была эпоха, а здесь — три-два дня. Не осталось Царства, не осталось войска, Церкви. Что же осталось? Невероятно, но — буквально ничего... Вроде ничего существенного не случилось, но все — рассыпалось. Бог плюнул и задул свечу? В чем причина?» (Следующая могущественная империя, Советская, дезинтегрировалась в 1991 году тоже в одно мгновение. Что это — случай или закономерность?)

Далее Розанов пишет: Мы умираем, как фанфароны, как актеры. Ни креста, ни молитвы. Если при чьей-то смерти нет ни креста ни молитвы — то это у россиян. И что удивительно. Всю жизнь крестились и молились, а смерть пришла — и мы сбросили крест. Переход к социализму, а значит в полный атеизм, состоялся у мужиков, у солдат так легко, как будто в баню сходили и облились новой водой... (Вспомним, что поколения российских интеллигентов пели «Аллилуйя» «народу-богоносцу», который должен спасти от атеизма весь мир.)

От чего мы умираем? Причина одна и очень уважительная — от неуважения к себе. Это понятно. Ведь можно уважать труд и пот, а мы не потели и не работали. В нашем большом сильном Царстве народ — работящий, покорный, смышленый — не научился даже гвозди и серпы выковывать, косы делать... И потому земля, планета сбросила нас с себя... (Одно из глубоких прозрений Розанова, ведь умение работать — это основа бытия народа, корни, которыми он держится за землю.)

Сейчас Россия похожа на фальшивого генерала, над которым химерный псевдопоп поет панихиду. А в действительности это был не генерал, а беглец-актер из провинциального театра... (Посмотрел бы автор на современных великих актеров — политиков!)»

В конце «Апокалипсиса нашего времени» Василий Розанов приводит слова Федора Достоевского: «Все были в отчаянии... Не знали, кого и как судить, не могли согласиться между собой, не знали, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать...» Эти слова хорошо подходят не только к современной Розанову России, но и к России сегодняшней. А что хуже всего — они сказаны якобы специально о нас, о наших безграничных способностях к взаимным обвинениям (вместо компромиссов), к хроническому отчаянию (вместо труда) и к постоянному колебанию между добром и злом.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ