Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Память огненных лет

Специалисты Института истории Украины НАН Украины завершили работу над фундаментальным двухтомником «Україна в Другій світовій війні: погляд з ХХІ століття»
3 февраля, 2011 - 19:50

За свою историю Украина (как и человечество) испытала немало трагедий, катаклизмов и национальных катастроф — чего стоят хотя бы монгольское нашествие в ХІІІ веке, Руина в ХVІІ и «усмирение» Петра І в веке ХVІІІ... Однако и в этой ужасной «цепи смерти» не с чем сравнить ужас Второй мировой войны (исключением здесь может быть лишь Голодомор 1932—1933 годов) — наиболее масштабного и кровавого военного конфликта во всей истории человечества. В те огненные годы фронт несколько раз прокатился по территории нашей Родины; материальные и, главное, человеческие потери (по самым скромным оценкам историков, погибло как минимум семь миллионов наших людей) таковы, что фактически лежат за пределами любого понимания. Тогда речь шла о самом существовании или уничтожении украинской нации как таковой — это главное.

Драматизм восприятия в общественном сознании этой не сравнимой ни с чем трагедии народа заключается, тем не менее, в том, что сказывается одно очень существенное обстоятельство: новые поколения, не знавшие войны (а это уже, по меньшей мере, 80% украинцев) часто весьма туманно представляют, чем была Вторая мировая война для нашей нации. И к тому же система старых советских мифологем, когда внимание историков сосредотачивалось в основном (а то и исключительно) на героизме миллионов в годы войны и замалчивалась народная трагедия, вызванная преступлениями тоталитарного режима, уступила, как это можно нередко наблюдать, другим мифам, где уже нет места никакому героизму вообще, а народ предстает по большей части как пассивная жертва или объект чужого влияния. Очевидно, возрастает потребность в объективном, обобщающем исследовании того огненного времени — ибо преступлением будет забыть его.

Вот почему долгожданным событием стал выход в свет основательного двухтомника «Україна в Другій світовій війні: погляд з ХХІ століття» (первый том уже отпечатан, он появился в продаже, «на подходе» том второй), подготовленного преимущественно учеными Института истории Украины НАН Украины (редакционная коллегия: председатель — В. А. Смолий; Г. В. Боряк, Ю. А. Левенец, В. М. Литвин; О. Е. Лысенко (ответственный редактор); О. С. Онищенко, О. П. Реент, П. Т. Тронько). К работе только над первым томом редколлегия привлекла около трех десятков специалистов, которые, понимая, что «взгляд из ХХІ века», анонсированный в названии издания, является заявлением воистину обязывающим, стремились проанализировать трагические коллизии Второй мировой (и Великой Отечественной войны как ее важнейшей составляющей) с действительно современных и, главное, украиноцентричных позиций. Двухтомник выпущен издательством «Наукова думка» по заказу Госкомтелерадио Украины по программе «Украинская книга».

Во вступлении члены редколлегии отмечают: «Заинтересованные в возможностях исторической науки силы нередко используют ее для апологетики тех или иных вождей, режимов, общественно-политических систем. Этот синдром зависимости конечного продукта исследовательских усилий историков от социального/политического заказа является универсальным и прослеживается не только в постсоветских государствах, но и в развитых демократиях. Одной (но не единственной) из причин этого явления есть наличие жестких рамок официальной историографии, которая практически во всех случаях обозначена историческим нарциссизмом, глорификацией и героизацией одних страниц и ретушированием, замалчиванием (если не фальсификацией) — других. Особенно «не повезло» в этом смысле истории Второй мировой войны. В течение нескольких послевоенных десятилетий она писалась под диктовку победителей, и это воспринималось как оправданный обстоятельствами, вызвавшими крупнейший вооруженный конфликт в истории человечества, факт. Даже соревнование двух систем в период холодной войны велось по вполне определенным (правда, довольно условным) правилам. Но со временем рамки официальной историографии стали слишком узкими для ученых».

По мнению редакторского коллектива и авторов издания, среди существующих вызовов времени следует отметить прежде всего «гуманизацию исторического знания», «смещение центра внимания с масштабных исторических коллизий, военных операций, социально-экономических процессов в сторону человека, его жизненных стратегий, переживаний, моделей поведения», что фактически «открыло «параллельный мир» войны». Свою задачу авторы двухтомника формулируют следующим образом: «Идея этого проекта отталкивается от стремления обнародовать результаты наработок ученых, которые последние десятилетия профессионально исследовали те или иные аспекты войны. При этом сверхзадача заключалась не в том, чтобы раскрыть все разнообразие военно-исторической проблематики, а в том, чтобы сосредоточиться на узловых, важнейших вопросах, дать им глубокие, беспристрастные оценки, которые основываются на максимально широкой источниковедческой базе и новейших теоретических достижениях отечественной и зарубежной исторической науки. «Краеугольным камнем» издания является авторское видение того или иного сегмента войны, а также его теоретическое осмысление». Добавим, что книги построены не по хронологическому, а по проблемно-тематическому принципу, — это очень важно для понимания особенностей издания.

Какие же проблемы находились в центре внимания коллектива историков, которые создавали двухтомник? Это отображено в соответствующих разделах книг и их структуре. Сначала идет развернутый обзор вопросов методологии и историографии войны (ему предшествует основательная статья О. Лысенко «Историописание Второй мировой войны как самостоятельная субдисциплина»), причем как историографии советской, так и современной отечественной, а также (интересно!) немецкоязычной историографии об Украине во Второй мировой.

Дальше идут следующие разделы.

1-й раздел: «Начало Второй мировой войны. Боевые действия на немецко-советском фронте». Здесь рассматриваются такие проблемы: «Боевые действия советских войск в сентябре 1939 г.» (А. Руккас) — интересный рассказ о том, как Красная армия «оказала содействие» гитлеровским соединениям в разгроме польского государства; особое внимание отводится при этом анализу смысла и последствий «золотого сентября» 1939 года (чуть раньше очень удачно и уместно приводятся слова академика Мирослава Поповича: «Это еще один, наиболее макабрический пример указанного Драгомановым исторического парадокса — решение имперским поработителем национальных задач Украины. Население Западной Украины искренне приветствовало Красную армию и советскую власть, но вскоре ощутило, что попало в условия бедности и гнета намного более жестокого, чем националистический гнет небогатой авторитарной Польши — несмотря на установление украиноязычного образования, науки и культуры»);

«Операция Красной армии в Бессарабии и Северной Буковине (28 июня — 5 июля 1940 г.)» (В. Хаджирадева) — речь идет о малоизвестных страницах присоединения Северной Буковины (Черновицкая область) к УССР;

«Стратегические и фронтовые операции Великой Отечественной войны на территории Украины» (В. Грицюк) — один из основных разделов первого тома, где подробно анализируется ход боевых действий на землях Украины в 1941—1944 гг. Кстати, одной из главных идей издания в целом является мысль о том, что «украинский вопрос» во всех его аспектах (военном, политическом, экономическом, идеологическом, гуманитарном) играл исключительную роль в ходе войны — и это убедительно аргументируется! Вот некоторые цифры и факты, приведенные В. Грицюком: бои на территории Украины продолжались 1225 дней и ночей, что составляет 86% общего времени участия СССР в войне с нацистской Германией; Украина была огромным источником живой силы — лишь на протяжении первого года войны в республике было мобилизовано 3 млн. 185 тыс. чел., с начала освобождения оккупированных территорий и до конца войны ряды советской армии пополнили еще 4 млн. выходцев из Украины. В конце концов Украина, которая в разные периоды войны поставляла на фронт от каждого пятого до каждого третьего солдата, понесла колоссальных жертвы: во время боев на ее территории общие потери Красной армии превысили 6 млн. 683 тыс. личного состава;

«Советские военные мобилизации на территории Украины в 1941—1945 гг.» (Л. Рыбченко). Здесь подробно рассматривается механизм, цель, содержание и последствия мобилизационных акций, осуществляемых советским политическим и военным руководством на украинских землях во время войны. Много фактического материала публикуется впервые; приводится интересный отрывок из воспоминаний генерала Петра Григоренко, который был непосредственным свидетелем таких мобилизаций.

2-й раздел: «По другую сторону линии фронта». Эта часть книги содержит большой массив новой, до сих пор не публиковавшейся информации о системе управления оккупированными территориями Украины, причем отдельно рассматривается ситуация в дистрикте «Галичина», губернаторстве «Транснистрия», рейхскомиссариате «Украина» (О. Гончаренко, О. Лысенко, Т. Першина, В. Науменко, В. Нестеренко, В. Кучер, Г. Стефаник), финансово-экономическая политика оккупационной власти в Украине (И. Ветров), сельское хозяйство Украины в период нацистской оккупации (О. Перехрест), борьба в тылу нацистских оккупантов в Украине (А. Кентий, В. Лозицкий), а также рассказывается о советском антифашистском подполье (М. Слободянюк), об украинцах и поляках на территориях общего проживания и их политическом и военном противостоянии (И. Ильюшин; содержательная статья, где рассказывается о кровавом столкновении на Волыни 1943 года — напомним, что в 2003 году «День» опубликовал подборку материалов по этой теме), о немецкой пропаганде в Украине и идеологической борьбе в годы войны (М. Михайлик, Валерий Шайкан, Валентина Шайкан), о культуре, образовании и спорте во время оккупации (В. Гинда).


***

Многочисленные авторы, составители и редакторы двухтомника стремились соединить в своей творческой работе антропоцентричный, гуманистический подход при рассмотрении трагических событий войны с подходом украиноцентричным. И это им удалось, что, безусловно, усилит привлекательность книги для читателя. А в ближайшее время, как уже говорилось, должен выйти завершающий, второй том дилогии, где надлежащее внимание будет уделено борьбе воинов УПА.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ