Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Патриарх казацкого рода

Семен Сулима, последний казацкий полковник
10 июня, 2010 - 19:30
ПОРТРЕТ ПЕРЕЯСЛАВСКОГО ПОЛКОВНИКА СЕМЕНА СУЛИМЫ

Воспитание всех добродетелей человека начинается в семье. Для каждого человека семья — не только первое и родное место на земле, но и наука жизни. Кто такие Сулимы, покрывшие славой и доблестью не только собственный род, но и историю украинских земель на протяжении нескольких столетий? Да, они были настоящие патриоты, безгранично преданные своему народу и его традициям, меньше всего думали о смене власти в государстве, так как для них превыше всего были — семья и Родина.

Сегодня речь пойдет о завершающем периоде истории героического эпоса казацкой эпохи и о роли в ней последнего казацкого полковника из рода Сулим.

Семен Иванович Сулима приходился правнуком гетману Ивану Сулиме и так же продолжил военные традиции рода. Военную службу начал в 1722 году. В универсале гетмана Данилы Апостола от 30 сентября 1729 года по просьбе об утверждении выборов барышевского сотника, с одной стороны, требовалось «аби згаданої сотні отамання і товариство його, пана Семена Сулими, знаючи свого командира, віддавали йому честь і послух зі звичайного повинування». С другой же стороны, гетман своим универсалом требовал от сотника выполнения надлежащих обязанностей перед обществом: «Він же взаємно повинен з тими сотняками обходитися чинно і порядно, задовольняючи кожного в потребі його слушною розправою і сатисфакцією, без образ, чого заради і корогву сотенну на зборах товариства вручити йому наказуємо».

Приблизительно с середины XVII в. появились универсалы гетманов о том, что они берут того или другого знатного товарища «под свой бунчук». Такие лица изымались из общей полковой и сотенной юрисдикции и подчинялись только гетману, а также его суду. В конце XVII в. такая категория казачества получила название «бунчуковых товарищей». Итак, бунчуковый товарищ Сулима стал исполнителем гетманских поручений военного и административного характера. В частности, в 1729 году он имел особые полномочия, когда принимал и сопровождал турецкого посла при переезде через Украину.

В правление императрицы Анны Иоанновны и ее могущественного фаворита — немца Эрнста Бирона — казацкая старшина Левобережья была лишена участия в общественных делах. К общему бедствию, которое принесла с собой российская имперская власть, присоединилось разрушение хозяйства, вызванное войной с Турцией, начавшейся в 1735 году. Украине досталось наибольшее бремя этой войны. Кроме участия казаков в войске, она была главным поставщиком продовольствия, телег, лошадей, фуража и т.д. Походы русской армии на Крым 1733 г. и 1735 г. были неудачными из-за неудовлетворительной организации снабжения продовольствием. Как следствие этого, погибли от голода 12000 казацких лошадей. Семен Сулима принимал участие в первом Крымском походе и даже захватил в плен 12 татар.

Следующим Крымским походом в 1736 году командовал фельдмаршал Миних, который вел 54-тысячную армию, в том числе 12730 казаков. Эти люди были истощены, плохо вооружены, половина из них не имела лошадей. Но отваги и упорства казакам не занимать. Семен Сулима в этом походе отличился под Перекопом и Бакцесером. За мужество во время военных действий он получил похвальное письмо от Людвига, ландграфа Гессен-Гамбургского. Ценой больших жертв Миних дошел до Крыма и захватил Бахчисарай — столицу Крымского ханства, но был вынужден отступить. В этом походе Миних потерял половину армии, особенно большие потери были среди украинских казаков, кроме того, в армии начались эпидемии. Не обошла болезнь и казацкого воина Семена Сулиму, вследствие чего его отпустили из похода.

В начале 1737 года татары вторглись в Полтавский и Миргородский полки. Эти соединения потеряли тогда около 7 тыс. человек; многих из них татары забрали в плен, захватили 10 тыс. лошадей, 150 тыс. овец и рогатого скота, сожгли несколько сел и хуторов. Несмотря на эти потери, в 1737 году начался Карасу-базарский поход на Очаков и Азов, в котором принимали участие гетманские, слободские и запорожские казаки, вместе около 50 тыс. человек. В 1737 году Сулима имел военное звание переяславского полкового обозного и принимал участие в этом походе. За проявленную храбрость в бою он получил похвальное письмо от генерала-фельдмаршала фон Лесли. Очаков захватили, но 5 тыс. украинцев погибло. Снова в войске начались болезни, заставившие армию отступить. Во время отступления погибло еще несколько тысяч казаков и около 40 тыс. лошадей, взятых из Украины.

В 1738 году российско-украинская армия пробилась до середины Крыма и снова отступила из-за неудовлетворительной организации похода. Во время отступления татары напали на обозную часть войск, преимущественно украинцев, и нанесли им тяжелых потери. Только в 1739 году закончилась война, вследствие которой Россия получила часть Южной Украины, которую отдали Запорожскому войску. В российско-турецкой войне 1735—1739 гг. Левобережье было главным плацдармом имперского войска. Потери украинцев в этой войне достигли 35 тыс. человек, что для населения общим количеством около 1,2 млн. составляло огромную цифру. И к тому же на протяжении четырех лет Украина содержала за собственные средства от 50 до 75 русских полков.

Семен Иванович Сулима продолжал завоевывать славу и проявлять воинскую доблесть в 1738 году в Бендерском, а в 1739 году в Хотинском походах (в этом походе также был его родственник — Иван Павлович Сулима, полковой обозный, впоследствии Полтавский приказной полковник). Хотин — город в Черновицкой области. Известный в X—XI вв. в составе Киевской Руси, а впоследствии, со 2-й половины XIV в. — в составе Молдавского княжества, на рубеже XV—XVI вв. попал в вассальную зависимость от Турции; в XVII—XVIII вв. — турецкая крепость, которую русские войска брали несколько раз: в 1739, 1769, 1788 и 1807 годах. За участие в Хотинском походе, на «таучанской баталии» при взятии Хотина и при покорении всей Молдавии Семен Сулима получил царскую грамоту и универсал Генеральной военной канцелярии на полковника. Итак, с 1739 года Сулима — Переяславский полковник и был на этой должности до самой смерти. Следует упомянуть, что полковник в пределах своего полка имел огромные права. Он был военачальником на войне, а на территории полка — высшим администратором. Ему были подчинены все урядники; он имел судебные функции, поскольку мог карать их; председательствовал на раде старшин полка. Кроме того, полковник был членом коллегии генеральных старшин и съездов старшин, на которые прибывал во главе полковой делегации. Правление полковника было наиболее влиятельным в Украине после гетмана.

За свои многочисленные военные заслуги Сулима получил гетманские универсалы на местечки: часть Барышевки и Переяслава, часть Сулимовки (дедовской) и Сулимовку над рекой Журавкой, села Каратуль, Михальчину слободу, Власовку, Коржи, Богдановку.

У Семена Ивановича Сулимы была любимая жена — Параска Васильевна Савич, дочь Лубенского полковника, с которой он нажил самое дорогое сокровище: 6 сыновей и 5 дочерей. Своим детям они привили любовь к родному краю, научили делать добрые дела.

В 1740 году полковник Сулима выполнял особые поручения гетмана по встрече посла Турции, поскольку было учтено, что он был высокообразованным и уважаемым человеком. Кроме таланта к дипломатии и знанию нескольких языков, он также от природы обладал незаурядным художественным вкусом.

В том же году Сулима нанял талантливых художников (их фамилии пока что неизвестны), сделавших иконостас Покровской церкви в с.Сулимовка (построенной стараниями его прадеда — гетмана Ивана Сулимы). От этого иконостаса сохранились несколько икон, портреты Семена Сулимы и его жены Параски. Эти произведения считаются шедеврами украинской живописи заключительного периода «казацкого барокко». Основная храмовая икона «Покрова Богородицы» — своеобразный ктиторский портрет, присущий для тогдашней эпохи, он имеет огромное историческое, культовое и родовое значение. На ктиторских портретах художники изображали лиц (даже умерших), которые поддерживали церковь или монастырь. Такое искусство существовало еще со времен Киевской Руси и дополняло изображения интерьеров православных храмов для прославления благотворительности и добрых дел.

Во времена Гетманщины ктиторами выступали гетман и казацкие старшины, которые наряду с военными выполняли также административные функции. В конце XVII в. на Левобережной Украине распространились парадные казацкие портреты. Такое произведение прославляло нового героя — представителя казацкой верхушки, предстающего воплощением идеальных черт — воинской доблести и мужества. Обратим внимание на пернач в руках полковника Семена Сулимы, некий вид булавы (первоначально холодное оружие) в Украине в XVII— XVIII вв., клейнод, символ власти полковника в Гетманщине и на Запорожской Сечи. Портреты украинских гетманов, казацких полковников, военных товарищей утверждали их значимость, поэтому все это сформировало стиль парадного репрезентативного искусства. Мемориальный характер портретов не допускал ничего случайного: лица объединяют типичные черты с индивидуальной выразительностью. Портреты рисовали с натуры или по описанию или по имеющемуся оригиналу; заказывали копии с портретов именитых предков.

Поскольку эта икона — семейная, так как на ней изображена семья Сулим (в центре справа, в зеленом жупане сам полковник Семен Сулима — заказчик этой иконы), то нет сомнения в том, что на иконе изображен сам гетман Иван Михайлович Сулима (справа вверху). Подходит под описание «гонорового» гетмана с мужественным, выразительным лицом и одежда: поверх торжественно-военного жупана — изысканная мантия, обрамленная мехом горностая, что подчеркивает благородное происхождение (гетман Иван Сулима был не просто шляхтичем, а потомком династии рыцарей — героев Грюнвальдской битвы в 1410 году, об этом свидетельствует также герб Сулим). Что же касается изображенных «царя с царицей», это изображение византийских царя Константина и царицы Елены, характерных для иконописи. Оригинал этой иконы и портреты хранятся в галерее Сулим Национального художественного музея в г. Киеве. В церкви с. Сулимовки висит копия семейной иконы.

Среди сулимовских икон есть такие, которые могут по своей художественной ценности конкурировать с произведениями Рубенса, поскольку создатели этих шедевров — западные художники. Именно такой считают специалисты икону «Халев и Иисус Навин — соглядатаи Ханаана — земли обетованной» на сюжет Ветхого Завета. Одна из сулимовских икон — «Встреча Марии и Елизаветы» хранится в Львовском национальном музее. Были и другие: икона «Снятие с Креста», написанная на пергаменте, икона на металле, выполненная учениками Васнецова, икона «Неувядаемый цвет» — бесценные семейные сокровища, судьба которых неизвестна. Сулимы всегда украшали свой семейный храм, выделяли средства на его содержание. Так что когда полковник Сулима закончил свой жизненный путь в 1766 году, он был похоронен в родовой усыпальнице — Покровской церкви с. Сулимовка. Интересна судьба его сыновей, но уже далеких от казацкой славы.

Сулимы играли выдающуюся роль в казацких делах Запорожья и правительства Гетманщины. Их богатое наследие может стать бесценным памятником украинской истории и культуры, подлинным достоянием нации. Их традиции учат мудрости, а значит, их нужно возрождать. А величественный родовой храм может стать достойным экспонатом будущего Пантеона Украины периода казацкой эпохи.

Подготовила Людмила СУЛИМА, портрет предоставлен автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ