Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почаев — место святости

Славная обитель на Тернопольской земле
27 октября, 2005 - 19:51
ПАНОРАМА ПОЧАЕВСКОЙ ЛАВРЫ

Как бы там ни было, но при финансовой поддержке Потоцкого в 1771—1783 гг. на месте старой Троицкой церкви, которая была разобрана, был построен Успенский собор по проекту Готфрида Гофмана. Это исполинское сооружение, которое поднимается над Почаевской горой на высоту около 60 метров и гармонично вписывается в окружающий ландшафт, является выдающимся памятником позднего барокко.

Также Потоцкий выделил средства на празднества по поводу коронования иконы Почаевской Богоматери. Это событие произошло 8 сентября 1773 года. Тогда католическая церковь во главе с папой Климентом ХIV, по согласию которого произошло коронование, признала святость и чудотворность этой иконы.

После того, как волынские земли, в том числе и Почаев, оказались в составе царской России, началось давление и наступление на греко-католическую церковь. Разрабатывались также планы, как отобрать монастырь у греко-католиков и передать его православным. Поводом для этого послужило польское восстание 1830—1831 гг. Почаевских монахов-василиан обвинили в том, что они поддержали повстанцев. Их насильственно выселили, а монастырские помещения перешли к православным. Желая закрепить православие на западных форпостах империи, синод Русской православной церкви 13 октября 1833 года представил императору Николаю I доклад, в котором предлагалось присвоить Почаевскому монастырю звание лавры и поставить ее на четвертое место после существующих трех лавр. (Кстати, именно в то время, когда Почаевский монастырь принадлежал греко-католикам, его начали именовать лаврой). Царь утвердил этот доклад. И Почаев стал официально считаться одним из наибольших монастырских центров России.

Высокопоставленные лица империи делали щедрые пожертвования на монастырь. Побывали здесь русские цари Николай I (1842 г.) и Александр II (1859 г.), которые сделали лавре богатые подарки. Постоянным жертвователем монастыря выступала графиня Антонина Блудова, отец которой был высокопоставленным имперским чиновником (в различные годы занимал должности министра внутренних дел, юстиции, председателя Государственного Совета и Совета Министров). Наиболее щедрые пожертвования на монастырь сделала фрейлина царского двора, графиня Анна Орлова-Чесменская. В 1842 году она подарила лавре художественный серебряный гроб (раку) для мощей преподобного Иова весом 147 фунтов, серебряные лампады весом 4 фунта, а в 1850 году — серебряный, густо позолоченный киот стоимостью около семи с половиной тысяч карбованцев. После своей смерти графиня завещала на монастырь 30 тысяч карбованцев. В то время это была огромная сумма.

Не удивительно, что соответствующая политика царского правительства, щедрые пожертвования представителей имперской верхушки превратили Почаев в оплот русского православия на западноукраинских землях.

В середине 40-х гг. Почаевскую лавру посетили выдающиеся деятели украинского национального возрождения М. Костомаров и Т. Шевченко. Тогда здесь еще хранилось немало «пережитков униатства». На это указывает Костомаров в «Автобиографии», описывая свое путешествие в Почаев.

Шевченко прибыл в Почаев, выполняя задание Киевской археографической комиссии, не позже 20 октября 1846 г. Во всяком случае, этим числом были датированы записи в его рабочем альбоме некоторых песен, записанных в Почаеве. Шевченко должен сделать для Археографической комиссии рисунки Почаевской лавры — прежде всего ее внешний и внутренний вид, а также вид с террасы на окраине. Для Шевченко это не было сложным заданием. Подобные работы он неоднократно выполнял. В Почаеве он нарисовал четыре акварели, два эскиза и набросок карандашом. Невзирая на то, что это как будто были «технические работы», они еще раз продемонстрировали большой талант Шевченко, а также засвидетельствовали, что наступил новый этап в его творчестве как живописца. Почаев, без сомнения, произвел впечатление на Кобзаря. Этот городок и далее фигурирует в ряде его произведений.

В начале ХХ в. тогдашний Волынский архиепископ Антоний Храповицкий начал вынашивать идею строительства на территории лавры храма, который бы был по архитектуре «российскоправославным». Он выражал крайнюю неудовлетворенность архитектурой Успенского собора, даже привселюдно кричал: «Не буду служить в католическом храме», «Не могу службу править лицом на запад».

На месте бывшего дворца графа М. Потоцкого был построен Троицкий собор. Это строительство длилось пять лет (1906— 1911 гг.) и на него были потрачены огромные на то время средства — около четверти миллиона карбованцев. Данный храм был точной копией Троицкого собора Сергиевской лавры под Москвой. Он явно дисгармонировал с другими зданиями Почаевской лавры. На это даже указывали высокопоставленные православные иерархи.

Во время Первой мировой войны и войны гражданской лавра подверглась существенным разрушениям. Почаев как раз оказался в прифронтовой полосе. В июле 1915 года из монастыря наиболее ценные вещи были вывезены на восток (в Житомир, Нежин, Харьков и тому подобное). 24 августа того же года Почаев заняли австрийско-немецкие войска. Завоеватели не особенно церемонились с почаевскими монахами и святынями. Монахов арестовали и вывезли в концентрационный лагерь в г. Васергены (Венгрия). В Успенском соборе начали служить католические мессы, а Троицкий храм превратили в место демонстрации кинофильмов.

В мае 1916 года Почаев снова оказался в руках россиян. В лавру начали возвращаться ее святыни, а также монахи. Однако в 1919 году она вновь подверглась жестокому разрушению. Тогда город захватили большевики и ограбили монастырь.

В начале сентября 1920 года Волынь заняли польские войска. Почаев оказался в составе Польского государства. Здесь была организована автокефальная православная церковь, которая в политическом плане имела пропольскую, а в плане культурном — пророссийскую ориентацию. Тем не менее, Волынь стала регионом, где шла активная борьба за украинизацию православной церкви. Не могла она не задеть и Почаев.

В день преподобного Иова 28 августа (10 сентября) 1933 года в Почаеве состоялась грандиозная украинская манифестация (количество ее участников достигало 20 тыс. человек), направленная против русификаторского поведения тогдашнего главы Польской православной церкви, митрополита Дионисия. Перед окончанием богослужения два молодых человека повесили на колокольне длиннющий желто-голубой флаг. И как только он взвился, на монастырском дворе появились многочисленные украинские знамена и транспаранты. Надписи на транспарантах были преимущественно такого содержания: «Хотим Украинской церкви», «Хочемо тільки українського єпископату», «Хочемо української богослужбової мови», «Діонісію, геть до Москви», «Почаївська лавра мусить бути українською» и тому подобное.

Почаевское духовенство вынуждено было пойти на уступки. Во всяком случае, проповеди в лавре начали произноситься на украинском языке, на этом же языке начал выходить журнал «Церква і народ», исчезли надписи на русском. Однако это были, скорее, меры косметического характера. В лавре и далее продолжали доминировать русофилы.

Ячейкой русофильства Почаевская лавра оставалась и во время Второй мировой войны, и после нее.

В советские времена, особенно в 60-х гг., была попытка закрыть Почаевскую лавру. Однако, вероятно, учитывая высокий уровень религиозности местного населения, власть не пошла на такой шаг.

Как ни парадоксально, но именно в советские времена произошла «тихая украинизация» лавры. Именно из-за того, что религиозность украинского населения, особенно в Западной Украине, была заметно выше, чем русского, именно украинцы преимущественно пополняли ряды православных священнослужителей и монахов. Не была исключением и Почаевская лавра.

В годы независимости Украины эта обитель вполне могла стать ячейкой украинского православия. Буквально в первые дни создания Украинской православной церкви Киевского патриархата руководство лавры было готово поддержать эту конфессию. Однако произошло не так, как думалось. Срочно присланные из России монахи выступили против тогдашнего настоятеля лавры, заставив его покинуть монастырь.

Почаевская лавра так и осталась ячейкой русского православия. Если вы сейчас окажетесь в этом монастыре, то из уст монахов часто услышите русский язык. На этом же языке преимущественно печатается литература в лавре. В ее книжных магазинах полностью доминирует русскоязычная литература, аудио- и видеопродукция. И это в абсолютно украиноязычном городе!

История Почаевской лавры — это история нашей ментальной безалаберности. У нас есть прекрасная святыня, созданная трудом наших предков. Сюда приезжают не только со всей Украины, но и из разных уголков света. Даже в современном глобализированном мире она поражает нас своим величием, красотой. Сочетаясь с окружающей природой, лавра создает чудесную молитвенную атмосферу. Однако, оказавшись здесь, ты с особой силой начинаешь понимать фразу «на нашій не своїй землі».

Петр КРАЛЮК, доктор философских наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ