Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почаев — место святости

Славная обитель веры на Тернопольской земле
20 октября, 2005 - 19:41
ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА. УСПЕНСКИЙ СОБОР В ЛЕСАХ / ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА. ТРОИЦКИЙ СОБОР

Небольшой городок Почаев, который сейчас находится в Кременецком районе Тернопольской области, хорошо известен в Украине (да и за ее пределами). Это место религиозного паломничества.

И действительно, когда попадаешь в эти края, чувствуется какая-то необычная энергетика земли. Не случайно здесь родилось столько выдающихся людей. Из этих краев родом знаменитый Дмитрий Байда-Вишневецкий, основатель Запорожской Сечи, известный классик польской литературы Юлиуш Словацкий, один из наиболее выдающихся украинских прозаиков ХХ в. Улас Самчук… Этот список можно продолжать.

Когда вы едете из Кременца в Почаев, вас не могут не поразить местные пейзажи. На равнинных полях вдруг вырастают покрытые лесом живописные горы. Особенно поражает гора Божья. Это действительно какой-то «энергетический вихрь». Местные жители говорят, что когда с Божьей горы идет облако, то обязательно будет дождь, и наоборот, когда гора ясная — будет хорошая погода. А еще на Божьей горе, почти на самой вершине — диво дивное! — есть источник. Можете зачерпнуть из него холодной (и говорят целебной) воды. А в нескольких километрах отсюда бьет источник святой Анны. Здесь круглогодично вода одинаковой температуры — 4 градуса тепла. Возможно, Божья гора или этот источник должны были бы стать основным местом паломничества. Но в силу различных, казалось бы, чисто человеческих обстоятельств «повезло» Почаеву.

Уже в конце ХVIII — начале ХIХ веков для украинцев, наряду с Киевом и его лаврой, монастырями и церквями, важным местом святости был Почаев. Об этом можно узнать, например, из произведений Т. Шевченко, который очень тонко умел передавать народные религиозные представления. Ряд героев его произведений идут на богомолье в Киев и Почаев. Это видим в поэмах «Слепая», «Невольник» и «Петрусь».

Где-то тогда и появилась своеобразная мифология Почаевского монастыря, которую вы можете сегодня услышать в этой обители или прочитать в православных изданиях. Очень распространенной является легенда, согласно которой этот монастырь якобы был основан в 1240 г., когда монахи Киево-Печерского монастыря бежали от монголо-татар и осели на Почаевской горе. Кстати, подобные легенды рассказывают и о других монастырях. Считалось престижным доказывать свое происхождение от знаменитой киевской обители.

На самом деле нет никаких реальных свидетельств, что Почаевский монастырь существовал с 1240 г. Ни тогда, ни позже о нем нет упоминаний в аутентичных документах. Первое упоминание о селе Почаев относится к 1450 г. Хотя справедливости ради надо сказать, что на территории Почаева существовало древнерусское поселение. Сначала село принадлежало Кременецкому замку, а потом шляхтичам Гойским.

Можно встретить мнение, что первое исторически задокументованное упоминание о Почаевском монастыре относится к 1527 г. На самом же деле это упоминание очень проблематично считать сообщением о существовании монастыря. Это грамота польского короля Сигизмунда I кременецкому старосте Якову Монтовичу, в которой говорится, чтобы он не вмешивался в дела почаевских землевладельцев Гойских и чтобы во время праздника Успения Пресвятой Богородицы в Почаеве не брал налогов с людей, которые привозят на продажу продукты. Из этого документа мы можем только заключить, что в то время в Почаеве существовала Успенская церковь, а на ее храмовой праздник в селе проходили торги.

Реальная история Почаевского монастыря начинается не ранее конца ХVI в. Владелица Почаева Анна Гойская, вдова луцкого судьи, 14 ноября 1597 г. основала здесь монастырь, предоставив соответствующую грамоту. Подарила она также монастырю 10 волок пахотной земли (более 200 гектаров), сенокосы и леса. В пользу монастыря она выделяла ежегодно определенную сумму денег и десятую часть зерна.

В соответствии с легендарной традицией, в 1597 г. по приказу Анны Гойской в Почаев была перенесена икона Богородицы, считавшаяся чудотворной. Перед ней якобы исцелился слепорожденный брат Анны. Сейчас эта икона является главной святыней лавры. Насколько эта легенда соответствует реалиям — судить трудно. Во всяком случае, никаких исторических документов об этом событии не сохранилось. Скорее всего, она по-своему, на уровне мифологическом, отобразила факт основания монастыря.

Большую роль в становлении Почаевской обители сыграл Иов Зализо (ок. 1550—1651 гг.). В 1582 г. он стал игуменом Дубновского Чеснокрестного монастыря, который находился на попечении князя Василия-Константина Острожского. В этом статусе Иов пребывал около 20 ти лет. Где-то в началеХVII в. он покинул Дубно и поселился на Почаевской горе. Что стало причиной этого, можно только догадываться.

Имея значительный опыт монастырского управления, Иов организовал в Почаеве общественножилой монастырь, внедрив в нем устав монашеской жизни Федора Студита. Ему пришлось столкнуться с большими трудностями. После смерти Анны Гойской владельцем Почаева стал ее внук Андрей Фирлей, который исповедовал протестантизм. Между ним и монахами Почаевской обители возник конфликт, имевший, скорее всего, имущественный характер. Подобные конфликты были достаточно частыми тогда. Ведь монастыри были не просто религиозными общинами, но и прибыльными хозяйственными структурами.

Собственно, конфликт заключался в том, что Фирлей послал своего слугу Григория Козинского с воинами в Почаевский монастырь, чтобы они ограбили его. Грабители забрали икону, а также церковные драгоценности — золото, серебро, драгоценные камни, дорогую одежду. Сейчас рассказывают, что якобы жена Фирлея надругалась над иконой Богородицы и другими ценностями монастыря, из-за чего заболела. А муж, испугавшись, вернул икону монастырю. На самом же деле Фирлей вынужден был вернуть награбленные монастырские ценности по решению Люблинского трибунала.

Часто этот конфликт между Фирлеем и почаевскими монахами подается как конфликт конфессионный: владелец-протестант против православных монахов. Конечно, разница в конфессионной принадлежности могла иметь какие-то последствия. Однако такие конфликты возникали тогда и между православными шляхтичами и монахами православных монастырей. Также встречаются сведения о нападениях на эти монастыри украинских крестьян, которые, конечно же, были православного вероисповедания. Так, повстанческие отряды крестьян в 1648 г. разгромили Почаевский монастырь, забрав себе его имущество, скот и хлеб. В этой ситуации, как ни парадоксально, защитником монастыря выступил князь Еремия Вишневецкий, которого православные представляют как своего заклятого врага. В июле 1651 г. этот князь выдал монастырю охранный универсал и взял его под защиту польского войска.

Иову Зализо удалось не только выстоять в этих конфликтах, но и существенно расширить монастырь. Он нашел богатых украинских землевладельцев, которые жертвовали на обитель. Были это православные шляхетские семьи Ушкивских, Долинских, Куликовских, Жабокрицких, Пузин, Малинских, Сташкевичей, Ясногирских и других. Среди них стоит выделить Федора и Еву Домашевских, владельцев села Бережцы под Почаевом, которые сделали на монастырь большие денежные пожертвования. Благодаря им на Почаевской горе была построена в 1649 г. Троицкая церковь, куда перенесли чудотворную икону Богородицы.

К тому же времени относится начало формирования почаевского борогодичского культа. Распространяется легенда, что маленький источник на Почаевской горе — это след стопы Божьей Матери. В том же 1649 г. над этим источником было построено укрытие. В 1665 г. во львовской типографии Тимофея Слезки вышла в свет робота Иоаникия Галятовского «Небо новоє с новими звіздами…» В ней встречаем рассказ о том, что очень давно, где-то в середине ХIII в., крестьянин Иван Босый увидел на Почаевской горе Богородицу, из-под стопы которой начал бить небольшой источник с чистой и целебной водой.

Еще одним важным моментом в формировании культа Почаевской Богоматери стало легендарное сказание о защите ею обители от нападения турков в июле 1675 г. Согласно этому сказанию, Иов Зализо, который в то время уже умер и был канонизирован, явился с Богородицей над Троицкой церковью. Богородица поворачивала стрелы и пули, пущенные турками по монастырю. Пораженные захватчики испугались и покинули Почаев.

Это легендарное событие нашло отражение в песнях «Ой зійшла зоря вечоровая…», «Пасли пастирі вівці на горі…» и других образцах украинской религиозной народной лирики. Со временем появились и другие легенды о Почаевской Божьей Матери. Важным моментом роста религиозного авторитета монастыря стала канонизация в 1659 г. киевским митрополитом Дионисием Балабаном Иова Зализо.

Итак, монастырь обрел своего святого, сформировались соответствующие легенды о покровительстве монастырю Матери Божьей. Он начал рассматриваться как святое место. Однако это не означает, что обитель в ХVII в. пользовалась особой популярностью. Это был монастырь «местного значения». Таких на украинских землях тогда было немало. Во всяком случае на Волыни в то время существовали намного более известные монастыри. Например, знаменитый Дерманский монастырь.

Популярным Почаевский монастырь становится в ХVIII в. И связано это было с, казалось бы, довольно прозаичными вещами. Где-то в начале этого века обитель перешла в руки греко-католиков. Называются различные даты этого события — 1712 или 1713 и 1721 гг. Наиболее правдоподобной датой, очевидно, стоит считать последнюю.

Владельцами монастыря стали монахи-василиане. Произошло это в 1739 г. Имея уже богатые традиции организации монастырской жизни, они быстро преобразовали обитель не только в мощный религиозный, но и финансово-хозяйственный и культурно-образовательный центр. Монастырь имел значительные земельные владения, здесь основали ряд мастерских. Умелое ведение хозяйства, а также пожертвования определяли финансовую мощь монастыря, который фактически взял на себя функции банка, предоставляя денежные займы. При монастыре действовала школа (новициат), в которой проходили подготовку монахи. Такие школы в Русской провинции, в состав которой входил Почаев, были только здесь и еще в одном монастыре. В распоряжении монахов и новициатов была богатая библиотека.

Особенно известной стала Почаевская типография, издания которой расходились по всей Украине. Первой значительной книгой, изданной в типографии почаевских монахов-василиан, был «Служебник» 1735 г. Известными книгами стали сборник ораторской и поучительной прозы «Народовіщаніє» (издание 1756, 1768, 1778 гг.) и «Богогласник» (1790 г.), содержавший стихи и песни религиозного характера. Показательно, что ряд книг вышли на языке, близком к разговорному украинскому. Так, в «Богогласнике» абсолютное большинство произведений, 214 единиц, напечатаны на украинском разговорном языке или на церковнословянском в украинской редакции.

Расцвет Почаевской монастырской типографии пришелся на 1772—1795 гг. Именно тогда вышло больше всего почаевских изданий. Когда монастырь оказывается на территории царской России, его издательская деятельность сворачивается. Хотя типография и далее продолжала функционировать. За сто лет своего существования в «униатский период» здесь было напечатано около 200 книг (кое-кто считает, что около 300). В то время это был один из самых крупных издательских центров Украины.

Во второй половине ХVIII в. формируется архитектурный ансамбль Почаевского монастыря, который и сегодня определяет лицо этой обители. Осуществлено это было при значительной финансовой поддержке графа Николая Потоцкого. Существует легенда, что этот магнат однажды хотел застрелить своего извозчика, который по неосторожности перевернул его карету. Но извозчик обратился с молитвой к Почаевской Богоматери. И пистолет, из которого стрелял магнат, дал осечку. После этого якобы Потоцкий стал почитать эту святыню, стал греко-католиком и выделил значительную сумму для монастыря. Не трудно заметить, что появление этой легенды было вызвано культом Почаевской Богородицы.

Но, похоже, жертвуя деньги на монастырь, Потоцкий руководствовался и честолюбивыми намерениями. Ведь эта монашеская обитель в то время была довольно известна. Приняв участие в ее перестройке, Потоцкий имел возможность прославиться. Не говоря уже о том, что для людей того времени пожертвование денег на монастырь считалось богоугодным делом, которое гарантировало человеку прощение грехов и спасение. А Потоцкий, как рассказывают, был большим грешником.

Начало. Окончание читайте в следующем выпуске полосы «Украина Incognita»

Петр КРАЛЮК, доктор философских наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ