Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Праздник Креста

27 сентября, 2002 - 00:00

27 сентября православные и греко-католики поклоняются одному из главных символов христианства — кресту. В этот день отмечается праздник Креста, входящий в число наибольших, после Пасхи, 12- ти христианских праздников («Двунадесятые праздники») — Воздвижения честного и животворящего Креста Господня.

Церковное предание относит связанные с днем Воздвижения события к IV веку, ко временам римского императора Константина, в царствование которого христианство впервые получило статус признанной в Римской империи религии. Император всячески поддерживал новую религию, помогал христианской иерархии определиться с догматами церкви, созвал первый вселенский собор — Никейский и фактически председательствовал на нем. Хотя сам он отдавал должные почести традиционным римским языческим богам, а крестился только в свой смертный час.

Мать Константина царица Елена была преданной христианкой и однажды решила отправиться в Иерусалим на поиски креста, на котором был распят Сын Божий. Кстати, тогда ей уже исполнилось 80 лет. В Иерусалиме царица приказала снести храм Венеры, построенный по приказу императора Адриана на Голгофе — на месте казни Иисуса из Назарета, и произвести раскопки. По церковному преданию, во время раскопок было найдено три креста и табличка с надписью «Иисус Назарей, Царь Иудейский». Чтобы установить, на каком из трех найденных крестов погиб Иисус Христос, а на каких — разбойники, начали по очереди прикладывать кресты к телу одного только что умершего жителя Иерусалима. И когда бездыханного тела коснулся истинный Крест Господень — умерший воскрес. Раскопки и испытание крестов собрали вокруг холма Голгофа множество людей и все они хотели увидеть Святой Крест. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий и царица Елена подняли — «воздвигли» Крест перед всеми и народ поклонялся ему. По церковной хронологии это событие произошло в 326 году. (Путешествие царицы Елены в Палестину подробно освещено церковными историками, современниками события; однако, о нахождении креста они не упоминают. Об этом сообщают более поздние историки Сократ и Созомен, жившие в V веке).

Несколько позднее император Константин построил на Голгофе величественный храм Воскресения Христова, который освятили 13 сентября (по старому стилю) 335 года. А на следующий день — 14 сентября (27 по новому стилю) было решено отмечать праздник Воздвижения. В 614 году, после того, как персами был разграблен и взят Иерусалим, Святой Крест вывезли на Восток и он считался утерянным для христианского мира. Однако 21 марта 630 года император Ираклий сумел вернуть его в Иерусалим. Во время торжественного молебна он также «воздвигал» Крест и показывал его народу.

У ранних христиан не было традиции почитания креста — они пользовались другими символами. Признание креста, как христианского символа, и широкое использование его в архитектуре, убранстве храмов, на сакральном одеянии духовенства началось с четвертого века. В Византии крест стал почти эмблемой государства. Со временем в различных христианских церквях начали использовать различные формы крестов — четырех-, шести- и восьмиконечные. Например, католики используют четырехконечные кресты, а православные — все виды крестов, хотя четырехконечный греческий крест отличается от католического полной симметрией. Каждая часть креста имеет свою богословскую и символическую трактовку. Кстати, изображать на кресте Иисуса Христа («Распятие») начали сравнительно поздно, а именно — с Х века.

Не все христиане поклоняются кресту — многие протестантские конфессии (баптисты, адвентисты и другие) считают его символом страданий и смерти Исуса, символом смерти, которому нет места в храме.

С крестом связано также христианское (православие, католицизм и старообрядцы) крестное знамение. Крестные знамения разных конфессий отличаются жестом правой руки, движения которой изображают крест. Старообрядцы употребляют двуперстие (указательный и средний пальцы), что символизирует двойственную природу Христа — божественную и человеческую. Православные крестят себя, других людей и предметы тремя пальцами — большим, указательным и средним, то есть символом Троицы. А католики осеняют себя всеми пятью пальцами — знак пяти ран Иисуса, полученных им на Кресте.

Предание об испытании крестов, о поисках среди нескольких якобы одинаковых одного истинного, символизирует также наш сегодняшний день. И почему-то так печально получается, что мы все прикладываем и прикладываем (уже и силы заканчиваются) к мертвому телу такие же мертвые, а не Животворящий, кресты.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ