Начало читайте «День» №72
ОСТРОЖСКАЯ АКАДЕМИЯ
Существовал ряд благоприятных обстоятельств для того, чтобы именно в Остроге появилась школа нового типа. Во-первых, реализовать эту идею взялся «некоронованный» король Волыни и чрезвычайно богатый шляхтич — князь Острожский и его племянница Гальшка. Во-вторых, заведение возникло как основание для развития православного образования в противовес католическим высшим учебным заведениям. В-третьих, Острог был не только родовым городом князей Острожских («родоначальным градом»), но и центром православной Луцко-Острожской епархии, поскольку здесь действовал кафедральный собор (Богоявленская церковь), при котором часто находился владыка со своим клиром.
В основу учебной программы Острожской академии с самого начала были положены семь свободных наук, которые состояли из «тривиума» (грамматика, риторика, диалектика) и «квадривиума» (арифметика, геометрия, музыка, астрология). К сожалению, не сохранилось архивной документации относительно деятельности учреждения того периода. Поэтому историки до сих пор спорят о том — преподавалось ли в Острожской академии богословие. Ведь ответ на этот вопрос является довольно принципиальным — если преподавалось, то по европейским меркам Острожскую академию можно назвать без сомнения высшим учебным заведением европейского уровня в украинских землях, в другом же случае — нет. Однако в пользу первой гипотезы говорит ряд фактов современников существования академии, поскольку благодаря деятельности этого учебного заведения, типографии, где работал Иван Федоров и в общем активной культурно-политической работе князя Острожского по привлечению ученых, переводчиков, известных богословов к общему делу, город Острог в XVI в. получил название «Волынские Афины».
Если раньше в школах на украинских землях преподавали преимущественно представители духовенства, то в Острожской академии штатные преподаватели (бакалавры) и большинство ректоров были мирянами. Иногда из-за отсутствия других кадров привлекались и духовные лица. Фактически в Остроге впервые была преодолена монополия церкви в церковном образовании.
Католики, особенно ортодоксально настроенные, неоднозначно реагировали на создание учебного центра представителями православия. В частности Петр Скарга еще в 1577 году пишет: «І не було ще на світі і не буде жодної академії, колегії, де б теологія, філософія й інші визволені науки іншими мовами вивчали і порозумівалися. З слов’янської мови жоден не може бути вченим».
Первым ректором школы- коллегиума стал украинский писатель-полемист и культурно-образовательный деятель Герасим Смотрицкий (?-1594) — он редактировал «Острожскую Библию», к которой написал прозаическое и стихотворное предисловия, «Буквар», другие издания, создал два полемических произведения — «Ключ царства небесного», «Календар римський новий». Какое-то время ректором в коллегиуме был и племянник Константинопольского Патриарха Мелетия Пигаса, воспитанник Падуанского университета, доктор наук Кирилл Лукарис.
Учились в стенах Острожской академии будущие деятели культуры и писатели: Гавриил Дорофиевич, Иов Княгинецкий, Мелетий Смотрицкий (сын Герасима Смотрицкого), гетман реестрового казацкого войска Петр Конашевич-Сагайдачный. В дальнейшем, развиваясь, Острожская академия учредила свой филиал в Дерманском монастыре (1602 год). Благодаря «острожанам» около 1615 года были созданы 2 культурно-образовательных центра: братство со школой и литературно-переводческий кружок с типографией при Печерской Лавре. К их становлению, в частности, приложили усилия Иван Борецкий, первый ректор братской школы, и лаврский архимандрит Елисей Плетенецкий. Уже на их основе Петр Могила в 1632 году смог учредить Киевскую академию. Можно с уверенностью утверждать, что просветительские традиции Острожской академии были перенесены в Киев в 1632 году и получили там новое качественное воплощение в Киево-Могилянской академии. Позже, в 1640 году, не без участия выпускников Острожской академии и образовательных традиций волынян была основана высшая школа в Яссах и 1687 году в Москве.
До закрытия католиками (1636 г.) Острожскую академию закончили 500 человек, которые потом работали учителями, литераторами, печатниками, проповедниками, секретарями в государственных и частных учреждениях.
Спудеи академии могли пользоваться изданиями Острожской типографии, в которой работал известный Иван Федоров. В частности, здесь был издан греко-церковнославянский «Букварь» 1578 года, который служил учебником. Всем известен и Новый Завет 1580 года с Псалтырем (знаменитая «Острожская Библия»). Благодаря малому формату, мелкому шрифту, наличию Псалтыря, по которому тогда ежедневно учились грамоте и пению, издание вполне можно отнести к тем, что издавались специально для обучения молодых людей в стенах академии. Кроме этих книг, в 1581 году было издано уже сугубо школьное издание — «Хронология» Андрея Рымши. Данное произведение содержало перечень на церковнославянском, еврейском и украинском языках месяцев года, к каждому из которых было добавлено стихотворение и сюжет из Ветхого Завета. Бесспорно, «Хронология» стала одной из первых книг, по которым учились спудеи не только в Остроге, но и во Львове, Луцке, Киеве. Известно, что и труд Мелетия Смотрицкого «Грамматика», изданный в 1619 году, послужил не одному поколению студентов.
Большую роль в формировании личности студента XVI — XVII веков играла также возможность встречаться, общаться с известными в то время людьми, представителями высшего звена духовенства. В частности, по данным источников известно, что, например, студенты Острожской академии встречались с Пелагонским митрополитом Еремией, Стагонским епископом Авараамием Гацидом, Дионисием Ралли, Архимандритом Феофаном (впоследствии Иерусалимский патриарх), архиепископом Афанасием (который в свое время даже привез в Острог регалии византийских императоров).
Спудеи имели возможность участвовать и в выездах за границу, о чем свидетельствует тот факт, что в 70-е гг. XVI ст. происходили поездки острожских студентов в монастыри Афона. Целью таких поездок было моральное совершенствование, изучение и копирование богатой греческой и церковнославянской книжности. Среди «счастливчиков», посетивших Афон, вспоминаются имена Иова Княжинецкого, Ивана Вышенского, Исакии Борисковича, иеромонаха Афанасия.
В свободное время молодые люди пели в церковном хоре, посещали библиотеки. К сожалению, полностью библиотека Острожской академии не сохранилась. Известно только, что среди разнообразных книг были издания из Аравии, Александрии, Константинополя, Москвы, Афона. Студенты могли пользоваться и довольно редкими изданиями Италии, Белоруссии, Польши и Литвы.
ЖИЗНЬ СТУДЕНТОВ
Современные исследователи не имеют уставных и программных документов Острожской академии. Возможно, они были потеряны, однако жизнь студента тех времен и воспитанника братской школы можно приблизительно реконструировать, если принять во внимание то, что образовательные традиции заимствовались из Европы.
Известно, что в западноевропейских вузах существовало разделение студентов на определенные «слои». Такое деление, по мнению многих историков, способствовало и успешному развитию студенческого самоуправления, дисциплинировало, вдохновляло на конкуренцию при обучении.
В западноевропейских школах среднего и высшего типа средневековья и Возрождения почетные ученические должности высокопарно назывались «диктаторы». Такие студенты могли занимать место возле кафедры профессора и в нужный момент выручать знаниями весь класс, а в случае неправильного ответа такой «диктатор перемещался на «ослиную скамью». «Императорами» называли студентов. какие также могли занимать передние места и вели список школьников, записывали их успехи или, наоборот, просчеты. Из числа лучших учеников назначали «аудиторов», обязанностью которых было проверять домашние задания и самопроверять свои. Порядок в классах поддерживали «декурионы». В обязанности таких студентов входило также информирование учителей о дебоширах и лентяях класса. «Цензоры» были несколько выше иерархически, чем декурионы и следили за поведением всех учеников. Назначались директора и инспекторы из бедных семей старших классов для присмотра за младшими учениками из богатых семей. Они жили вместе со своими «воспитанниками» в квартире, помогали готовить уроки, сопровождали на обучение. За такую работу директора и инспекторы получали вознаграждение.
Свидетельства об отношениях «учитель — ученик» можно почерпнуть из «Порядка школьного», который был разработан во Львовской братской школе. В частности читаем: «Дидаскал или учитель сея школы мает быти благочестив, разумен, смиренномудрый, кроток, воздержливый, не пияница, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не срамословец, не гневлив, не завистник, не смехостроитель, не чародей, не басносказатель, не пособитель ересем, но благочести. Поспешитель, образ благих.., да будут и ученицы яко учитель их...».
Поэтому образовательные традиции, зародившиеся на украинских землях еще в XV в., дали толчок развитию высших учебных заведений в Остроге, Киеве, Москве в дальнейшем. Требования к образованности молодежи были вызваны политическими и в первую очередь экономическими изменениями в обществе. Сегодня трудно представить, насколько важными были такие образовательные центы, которые лелеяли православные традиции и вели обучение на церковнославянском языке. Согласитесь, поучиться есть чему, особенно когда в современной жизни становятся актуальным словосочетание «национальная идея», «единство Украины», «самоидентификация», «патриотизм».