Развитие культуры, образования, науки на украинских землях в XVI—XVII вв. находилось под влиянием передовых идей эпохи Возрождения, гуманизма, частично Реформации и Контрреформации. Это было обусловлено в первую очередь контактами украинской шляхты с чехами, словаками и, конечно же, поляками. Экономическое развитие, сложившиеся социально- политические условия требовали хорошо подготовленных профессионалов в различных сферах жизни. Поэтому неудивительно, что многие молодые люди с украинских земель выезжали учиться за границу и возвращались дипломированными учителями, врачами, юристами, художниками, дипломатами из Франции, Германии, Польши, Италии, Голландии и других стран. В общем образовательные традиции Украины (в частности, обучение детей писать, читать) в период с XVI по XVII века прошли в своем развитии несколько этапов, которые были характерны и для образования западноевропейских государств. Можно найти немало упоминаний в записях иностранцев (путешественников, послов) XIV—XV веков о том, что на украинских землях уровень грамотности очень высок, в отличие от других стран. Такое положение вещей логично, если учесть, что в течение многих десятков, а то и сотен лет, маленькие церкви и в первую очередь Киево-Печерский, Выдубецкий и позже ряд других монастырей выполняли роль культурно-образовательных центров.
Исследователи выделяют по меньшей мере пять групп школ на украинских землях в XV—XVII вв. Такие школы существенно отличались по своей идеологической направленности, но их традиции просвещения были очень схожи между собой. Поэтому существовали братские школы и школы в полках; школы при монастырях и церквях (приходские); школы протестантских общин — кальвинистов, лютеран, ариан; католические школы ордена иезуитов; национальные школы других этнических групп, живших на украинских землях (армянские, греческие, еврейские и др.). С таким количеством начальных школ неудивительно, что в XV веке дети всех слоев населения имели возможность учиться читать, писать, считать и петь церковные песни. Кстати, дети шляхтичей могли учиться дома со специально нанимаемыми учителями («дидаскалами»), которые во многих случаях были иностранцами и имели за плечами западноевропейские вузы.
Украинские образовательные центры в подавляющем большинстве финансировались за счет средств меценатов, которыми кроме одиночных феодалов и владельцев больших имений (род князей Острожских, Андрей Курбский, Гальшка Гулевичивна, Петр Могила и ряд других), выступали и представители казачества и, бесспорно, церковные учреждения, монастыри. Относительно поддержки образования казачеством, то довольно важно в этом контексте вспомнить Петра Конашевича-Сагайдачного, который записался вместе со своими казаками в Киевское братство, что в свою очередь стало важной финансовой поддержкой существования данного культурно-образовательного центра.
Неоднократно выпускники львовских, острожских, киевских братских школ и академий, заняв соответствующие позиции в составе Войска Запорожского (сотники, полковники, даже гетманы), пытались по мере возможности профинансировать молодежь, стремившуюся получить знания. Образованные кадры требовались везде для ведения делопроизводства и дипломатической документации, переводов с польского, латыни и других языков.
УКРАИНСКИЕ СТУДЕНТЫ ЗА ГРАНИЦЕЙ
На протяжении XV—XVIII вв. учиться за границу отправились около пяти тысяч человек из Украины, Белоруссии и частично из России. Уже с XV в. появляются записи в списках Краковского, Болонского, Падуанского, Пражского и других университетов имен студентов и магистров, происходящих из страны «Роксолания», «Рутения». В XVI в. украинские фамилии встречаются в списках высших школ Германии, Швейцарии и Франции.
О преимуществах обучения за границей не стоит и говорить. На украинские земли возвращались хорошо образованные молодые люди, для которых владение иностранными языками открывали довольно широкие перспективы. Была единственная угроза — не все выпускники, полонизировавшись и работая за границей, возвращались на украинские земли (не напоминает ли этот факт современную ситуацию?). Тем не менее тот, кто вернулся — стал у истоков высшего образования на украинских землях. Непосредственно из стен Краковского университета вышли Юрий Дрогобыч (Котермак), Павел Русин, Станислав Ориховский- Роксолан, Иван Туробинско-Рутенец, Григорий Чуй-Русина, Георгий Тычина, Ипатий Потий, Касиян Сакович, Петр Могила.
БРАТСКИЕ ШКОЛЫ НА УКРАИНСКИХ ЗЕМЛЯХ
Братства как общественные организации, которые были призваны защищать социально-экономические, а потом и религиозные интересы шляхты, мещан и крестьян, начали появляться в XV в. Именно братства стали основой образования школ, где могли учиться дети из различных слоев населения. В качестве основы в образовательных заведений братчики использовали пример западноевропейских государств.
Наибольшим по количеству участников и структуре было Львовское (Успенское) братство, основанное в 1544 г. (известно, что первое братство во Львове появилось еще в 1439 году). Успенское братство получило в 1589 г. статус ставропигийского, что означало исключение из-под юрисдикции епископа (1589). К самым большим заслугам львовского братства относят знаменитый устав братской школы — «Порядок школьный» (1586). Львовская братская школа, как и ряд более поздних, ставила цель всячески содействовать духовной жизни на западно-украинских землях, вести борьбу против национального гнета, против засилья иезуитов.
Известно, что в последней четверти XVI в. городские братства возникли в Рогатине, Красноставе (1589) и Люблине (1594), а в первой четверти XVII в. — в Судовой Вышне, Саноке, Дрогобыче, Самборе, Перемышле, Холме, Галиче, Бережанах, Луцке, Каменец-Подольском, Кременце, Шаргороде, Немирове, Киеве и в некоторых других городах и поселках. При всех братствах учреждались школы, которые организовывались по типу львовской, киевской, луцкой братских школ. Еще один образовательный центр в конце 60-х гг. XVI в. был основан в Миляновичах — волынском имении российского эмигранта Андрея Курбского. Это учебное заведение просуществовало 15 лет, до 1583 г. Считается, что это был хронологически первый значительный православный культурно-образовательный центр Украины с собственной, заранее очерченной научной программой.
С усилением католической экспансии на Правобережной Украине, которая была в составе королевсько-шляхетской Польши, начали учреждаться иезуитские, а после Брестской церковной унии 1596 года — и униатские школы и коллегиумы в Бресте, Львове, Каменец-Подольском, Перемышле, Ярославе, Виннице, Фастове. Открываются и протестантские школы — лютеранские, кальвинистские, социнианские, даже пиарские, в частности, в Гоще, Берестечке, Хмельнике и т. п.
КОНЦЕПЦИЯ ТРЕХЪЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЫ
Впервые идею трехъязычной школы выдвинул и популяризировал Эразм Роттердамский (1469—1536). Он обосновал необходимость изучения еврейского, греческого и латыни в школе тем, что для подготовки качественного перевода и издания Библии такие знания являются просто необходимыми.
Первые высшие учебные заведения, созданные на основе концепции Эразма Роттердамского, появились в Испании (университет в г. Айкала), в бельгийском городке Лувен (1517 г.), в Париже (1530 г.).
В украинской интерпретации концепции Эразма Роттердамского иврит был заменен церковнославянским языком (кстати, сознательно не на украинский, а именно церковнославянский, поскольку такое учебное заведение ставило целью укрепление православных традиций не только на украинских землях). Первым учебным заведением, на базе которого воплощалась концепция трехъязычной школы, стала основанная князем Константином-Василием Константиновичем Острожским (1526— 1608 гг.) Острожская академия.
страницы «Украина Incognita»