В апреле христиане — католики и православные — чтят память Римского папы Мартина, который жил в VII столетии. Родился он в Тоскании (Италия), получил прекрасное (светское и духовное) образование, а позже, посвятив себя церкви, служил а Риме пресвитером. После смерти Римского Папы Феодора I (649) пресвитер Мартин был избран главой Западной церкви (ходили слухи, что это стало возможным из-за того, что два могущественных и соперничающих духовных римских клана не сумели поделить между собой кафедру понтифика).
В VII столетии Христианскую церковь, еще не разделенную на Западную и Восточную части, раздирала смута — ересь, получившая название «монофелитизм» (от «monos» — один и «theleta» — воля). Сторонники монофелитизма, вопреки постановлениям предыдущих соборов и учениям отцов церкви, верили в то, что хотя тело Иисуса Христа обладает двойственной природой (человеческой и божественной), его воля является единственной — богочеловеческой. Противники же монофелитов считали, что это учение исключает самостоятельность человеческой воли Христа, полностью подчиняет ее божественной воле Отца. Кроме того, это учение находилось в полном противоречии с постановлениями Халкидонского Вселенского Собора 451 года, который признал в природе Христа полноту как божественной, так и человеческой природы.
Современные верующие не склонны углубляться в догматические тонкости своей веры (их более занимают выборы). Но христиане VII столетия относились к проблеме монофелитов с истинной страстью, особенно в Восточной Римской империи. Бесконечные и ожесточенные споры «еретиков» с православными происходили во всех слоях .общества. И это вопреки тому, что император Констанс II и Константинопольский патриарх Павел II были приверженцами ереси монофелитов, и что был издан указ «Образец веры», в котором запрещались все споры и дискуссии. В частности, категорически возбранялось даже упоминать термины, касающиеся природы Христа. Учение монофелитов было одобрено несколькими императорами, многими авторитетными духовными людьми, в том числе Константинопольским, Антиохийским и Александрийским патриархами. На площадях, на базарах, около храмов, в харчевнях и во дворцах вельмож все разговоры велись тогда вокруг одной и той же темы «Какой есть воля, энергия Сына Божьего?».
Против монофелитов выступал известный Максим Исповедник, утверждавший, что человеческая воля Христа всегда сохраняет самостоятельное бытие и лишь в акте свободного выбора она подчиняется воле Бога-Отца. Были и другие несогласные, но в целом ситуация складывалась в пользу еретиков-антихалкидонцев.
Как известно, в то время Римская кафедра входила в состав Вселенской церкви и занимала там, согласно диптиху, почетное первое место (перед Константинопольской). Еще отметим, что на протяжении нескольких столетий Римская кафедра нередко служила признанным арбитром в догматических общехристианских спорах. Поэтому не удивительно, что когда в Риме был получен императорский «Образец веры», Папа Мартин, твердый защитник ортодоксии, созвал Поместный Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей Востока, в т.ч. и Максим-исповедник. Собор предал анафеме монофелитов и защищавших его верующих. Одновременно Папа Мартин послал Константинопольскому патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к истинно православному исповеданию веры.
Император, преданный ереси, разгневался и послал в Рим военачальника Олимпия с приказом доставить папу Мартина на суд (649). Как сообщает житие св. Мартина, Олимпий, прибыв в Рим, «убоялся духовенства и народа» и замыслил злодейство — подослал воина, чтобы тот тайно убил римского папу. Но когда убийца приблизился к св. Мартину, он неожиданно ослеп. Устрашенный этим чудом Олимпий спешно уехал в Сицилию и там вскоре был убит в сражении. Но жестокий император послал в Рим еще одного слугу с той же целью — Федора. Тот предъявил Мартину тяжкие обвинения — в тайном общении с врагами империи — сарацинами, в хулении Пресвятой Богородицы и в неканоническом вступлении на папский престол. И, несмотря на заступничество римского духовенства и мирян, Мартин, уже старый и больной человек, был схвачен ночью воинами и отправлен на суд в Константинополь.
Больного старца принесли в суд на носилках, где судьи грубо приказали ему отвечать стоя. В процессе разбирательства выступили многочисленные лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Пристрастные судьи не захотели слушать оправданий подсудимого, который смог только сказать: «Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если незамедлительно предадите смерти». Но на этом не закончилось. После суда старика-мученика выставили в разодранной одежде на издевательства толпе, которая кричала: «Анафема! Анафема Папе Мартину!». После этого огласили, наконец, приговор императора: «Лишить сана и предать смертной казни». Полунагого больного старика заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с вместе с разбойниками. Предание свидетельствует, что они были более милосердны к святителю, чем достопочтенные христиане.
Но в дальнейшем оказалось, что за Папу Мартина заступился его, если можно так сказать, идеологический противник — Константинопольский патриарх Павел, бывший тогда очень больным — когда к нему пришел император и рассказал о суде над Мартином, Павел умолял гостя прекратить мучения Мартина. Император согласился ... на еще на один допрос с целью склонить подсудимого к «правой вере». Мартин, однако, отвечал судьям одно: «Если даже меня разорвут на мелкие части, все равно не буду общаться с Константинопольской церковью до тех пор, пока она пребывает в зловерии». Император гневался, однако заменил смертную казнь ссылкой «на край света» — в Херсонес Таврический (знакомые нам места!). Там этот мужественный папа и скончался (655), изнуренный болезнями и лишениями. Погребен он был вне города во Влахернской церкви. Позднее мощи святого Папы Мартина были перенесены в Константинополь, а еще позже — в Рим.
Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Константинопольском Соборе в том же столетии (680—681 гг.) С тех пор окончательно утвердилось мистическое учение о двух природах и двух волях Христа. И сегодня все верующие католики и православные убеждены в том, что Сын Божий имеет двойственную — божественную и человеческую — природу как своего тела, так и воли. А ведь могли и ошибиться!