Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Русский писатель и еврейский вопрос

15 февраля, 2007 - 19:19

Николай Лесков (1831— 1885) — выдающийся русский писатель, знаток быта различных национальностей и прослоек Российской империи своего времени. Он является автором многих реалистических романов, рассказов и очерков; его произведения, отмеченные самобытностью, яркостью, непревзойденным знанием русского языка, пользовались большим успехом.

Исключением стал небольшой очерк «Еврей в России. Несколько замечаний относительно еврейского вопроса», написанный Лесковым в 1883 году. Произведение имеет особую историю. Начнем с того, что впервые оно было напечатано только в 50-ти экземплярах, предназначенных не для продажи, а для членов Особой царской комиссии, которая занималась изучением обстоятельств еврейских погромов 1881— 1882 гг. на юге России. Николай Лесков выступил тогда как эксперт по еврейскому вопросу. Точно неизвестно, воспользовалась ли комиссия очерком писателя, но в дальнейшем, как при жизни Лескова, так и после его смерти, очерк «Еврей в России» ни разу не печатался. Только после революции, в 1919 году, он был издан мизерным тиражом. А дальше — «опять тишина». «Еврей в России» находился под цензурным запретом большевистской власти, не входил ни в одно советское издание Лескова и не упоминался в библиографии его творчества. Даже в годы перестройки издать «Еврея в России» было невозможно. Только в 1990 году московское издательство «Книга» напечатало фрагменты этой брошюры. В чем же, собственно, дело?

Украинцев это произведение Лескова может заинтересовать, во всяком случае, по двум причинам. Во-первых, это цивилизованное и благородное освещение еврейской проблемы в России, которое может стать примером для многих современных политиков, журналистов и социологов Украины (русские пусть сами разбираются). Во-вторых, в этой брошюре мы находим чрезвычайно меткие сравнения национальных характеров «малоросса» и «великоросса», свидетельствующие, несмотря на иронический тон автора, о его полной непредубежденности и отсутствии любых комплексов.

Ниже мы даем несколько выдержек из блестящего труда Лескова «Еврей в России», который за последние почти 125 лет совершенно не устарел. Напомним, что подавляющее большинство евреев России жило тогда — согласно «черте оседлости» — в южных и западных частях империи, в том числе — в «Малоросии» (Украине). Поэтому все конфликты, связанные с еврейским присутствием, касались, главным образом, украинцев (русские смаковали «духовный» антисемитизм — на расстоянии). А первичным заданием Лескова было подтверждение или отрицание «рокового» влияния евреев на жизнь русских славян.

В первую очередь, Лесков сравнивает жизнь украинцев, которых якобы грабят евреи, с уровнем жизни русских, на которых евреи прямо влиять не могут (из-за черты оседлости), и блестяще опровергает распространенные в России антисемитские мифы. Метод Лескова опирается на сравнение малороссийских сел с великорусскими. Так, он сопоставляет страшную, голую «курную избу» орловского или курского мужика с малороссийским хутором. С одной стороны, — черная, никогда не убираемая полуразрушенная изба, а с другой — цветы и «садок вишневий коло хати», покрытой «плотным покровом причудливо выложенной соломы». Исследователь уверен, что украинские селяне и питаются, и одеты лучше, чем великороссы. Так, лаптей в Малороссии не знают — там носят кожаные сапоги; плуг возят двумя-тремя волами, а не одной клячей, как в России. Более того, селянин-украинец имеет «духовные потребности» — он не может жить без «клуба» в шинке, где потягивает не что иное, а только «сливняк». «По совести говоря, — замечает Лесков, — не нужно быть особым наблюдателем, чтобы не видеть, что малороссийский крестьянин среднего достатка живет лучше, более богато и приятнее в сравнении с жителями большинства губерний Великороссии. Лучше, чем в России, живут в Украине и другие слои населения, в частности, мещане и духовенство». Евреи же, «опасны» они или нет, отнюдь не помешали этому видимому невооруженным глазом достатку малороссов.

Лесков анализирует еще один распространенный антисемитский миф — о вреде, который наносит еврей «честному соседу- христианину» своей ложью, неправдивостью. Этот стереотип зафиксирован, как говорит Лесков, даже в солидных «научных» русских словарях. Народная мудрость, однако, давно определила общественные приоритеты в искусстве лжи. Пословица говорит: «Мужика обманет цыган, цыгана обманет жид, жида обманет армянин; армянина обманет грек, а грека обмануть может разве только черт, да и то только тогда, когда Господь позволит». И Лесков делает вывод: «Огульные обвинения всего еврейства являются более чем сомнительными». И уж совсем нелепым является распространенное в обществе мнение о том, что евреи обманом «приобщают христиан к своей вере и портят их православие. Евреям это и в голову никогда не приходит!»

Остановимся на еще одном сравнительном наблюдении Лескова. В губерниях России, где евреям жить запрещено, а тем более — держать трактиры, число осужденных за пьянство, а также за преступления или убийства, совершенные в пьяном виде, значительно выше, чем за чертой оседлости. Праведные люди издавна сокрушались из-за того, что «люди ся пропивають, і душі гинуть», но, по мнению Лескова, евреи в этом не виновны (и саркастически добавляет: «Как бы ужасно это ни было!»). Лесков пишет, что пьянство в России было распространено даже в монастырях, в частности, — северных, где евреев никогда не было. Итак, он делает вывод: «Русь испилась, искралася, вся изворовалася!» без какого-либо участия еврея. Кого нужно обвинять, так это правление России, которое не нашло в государстве лучших источников дохода, чем перенятый у татар «царев кабак».

Чтобы не быть голословным, Лесков подвергает еврейское шинкарство серьезному анализу — ведь именно евреев обычно обвиняют в «порче» народа православного. Между тем нетрудно подсчитать, говорит исследователь, что в любом городке в черте оседлости можно обычно насчитать пять-шесть шинкарей. Все остальные евреи занимаются столярным делом, кладут печи, штукатурят, сапожничают, держат мельницы, куют коней, ловят рыбу и, конечно же, — торгуют, торгуют. Но справедливость требует, говорит Лесков, чтобы в подобных наблюдениях мы учитывали факт принудительной скученности евреев в черте оседлости — у них чаще всего не бывает выбора.

Заканчивает Лесков словами: «То, что творилось в последние годы над еврейством, является прямым надругательством над человеком — над «эллином и иудеем».

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ