Иногда создается впечатление, что наши традиционные христианские церкви — как разных, так и одинаковых конфессий — разделяют не какие-то несущественные отличия в обрядах, а бездонная пропасть. Ибо, согласитесь, веруя в одного Бога — Бога милосердия и прощения, в одно Священное писание, включающее Новый Завет, невозможно так враждовать между собой, как враждуют сегодня некоторые христианские церкви в Украине.
Есть, однако, проблема, которая объединяет по крайней мере всех украинских православных и греко-католиков — это духовное образование в школах. Уже много лет эти церкви требуют от власть предержащих разрешить введение в школах страны предмета, который когда-то, до революции, называли «Законом Божьим». По мнению церквей, этот предмет должен стать частью школьных программ, частью расписания занятий светской школы, а преподавать его будут духовные лица соответствующих церквей.
Как известно, государство не спешит удовлетворить просветительские желания духовенства даже наибольших наших церквей. Причин тому много, и все они — очень серьезные. Наибольшим препятствием является, как известно, многоконфессиональность страны. Ввести изучение, скажем, основ христианской этики в украинских школах — это совсем не то же самое, что, например, в Греции, где 96% населения — православные. Или в Испании, где католицизм является доминирующей религией. У нас такая стратегия будет трактоваться адептами других религий или конфессий как оскорбление, как ущемление их прав. Нужно считаться также с усложнением расписания занятий в школе, как и с тем, что некоторые ученики будут чувствовать себя изгоями и др. Одно из главных возражений состоит том, что сегодня церкви не совсем, а лучше сказать — совсем не готовы выставить армию духовных учителей для всех школ страны — учителей педагогически образованных и интеллигентных. Неясно также, кто будет разрабатывать учебные программы духовных курсов, стандарты оценок знаний, а также — создавать адекватные современным образовательным стандартам учебники. Не брать же дореволюционные пособия!
Есть еще один существенный довод, согласно которому, изучать в школах предметы, прямо связанные с верой, — весьма опасно. Российские историки уже давно — кто всерьез, а кто в шутку — сформулировали причину, по которой русский православный «народ-богоносец» после революции 1917 года так легко и просто расстался со своей верой, не сопротивлялся разрушению и десакрализации храмов и достаточно легко принял «веру» новую — безбожие. Причина была, очевидно, в том, говорят аналитики, что Закон Божий преподавался в школах и гимназиях как всякий другой предмет — математика, химия и под. То есть, по этому «предмету» нужно было сдавать экзамен или даже переэкзаменовку, иметь хорошую оценку в аттестате, отчитываться за двойки. К тому же, батюшки-преподаватели не всегда соответствовали своей высокой миссии и даже становились подчас предметом насмешек гимназистов. Это все, конечно, не очень серьезно, но и не совсем неправда — «Закон Божий» странно выглядит в расписании рядом с физкультурой или химией.
Но почему, собственно, церковники так рвутся в общедоступные школы? Почему не создают свои школы — приходские? Ответ очень простой: потому что это намного-намного проще, спокойнее и дешевле, чем создавать для преподавания Закона Божьего свои собственные школы при храмах, семинариях или академиях. То ли дело идти в общеобразовательную школу, где и классные помещения, и посещаемость, и дисциплина обеспечиваются коллективом учителей.
Думается, что если бы церкви действительно занялись этим благородным делом, то государство не отказало бы им в помощи. Некоторые церкви так и делают, например, в Киеве есть несколько еврейских школ, где преподают иудаизм, есть мусульманские школы, протестантские учебные заведения различных уровней и др. Между прочим, систематическое духовное образование и соответствующая культура адептов некоторых конфессий уже сегодня весьма положительно проявляются в том числе в сфере межцерковных отношений. Стоит напомнить еще один убедительный пример именно такого подхода. Речь идет об общеобразовательных католических школах, которые с давних пор функционируют во многих странах мира и имеют такую блестящую репутацию, что там обучаются не только католики.
На прошлой неделе глава российских католиков архиепископ Тадеуш Кондрусевич, ссылаясь на опыт Литвы, Польши, Италии и Испании, публично предостерег российское общество от поспешного решения проблем религиозного образования. Интересно, что он предлагает строго различать «знание и веру», «преподавание истории религий и катехизацию», что, как известно, у нас многие склонны отождествлять (скорее всего, они лукавят). На заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ (в России имеется такой совет!) Тадеуш Кондрусевич, в частности, сказал: «В Литве, с учетом опыта последнего десятилетия, католические епископы пришли к выводу, что в школе (общедоступной) не удается хорошо подготовить детей к таинствам, не удается привить им истины веры». И предложил отделить историю религий от преподавания основ веры: «Историей религии должна заниматься школа. Этот предмет могут преподавать преподаватели-миряне, имеющие соответствующую подготовку. А катехизацию надо оставить Церкви!»
Между тем Русская православная церковь последовательно выступает за обязательное преподавание основ религии (читай — «православия») в школах России. На упомянутом выше заседании Совета митрополит Калужский и Боровский Климент (управделами Московского патриархата) сказал: «Дать школьникам начальное представление о культуре и этических традициях своего народа, знание своего родного языка, истории религии, причем в согласии с тем вероучением или убеждением, которого придерживаются в семье, — это задача, которую школа призвана решать». (Хотелось бы посмотреть на программу и методику преподавания упомянутых владыкой тем!)
Мы, украинцы, не должны однако забывать, что процент православных в России значительно выше, чем в Украине, и поэтому системы духовного образования в этих двух странах должны быть различными.