Чем дальше от нас то время, когда жил и творил Григорий Савич Сковорода (1722—1794), тем более величественной и притягивающей становится его фигура. В богословско-этических учениях Г. Сковороды, в его поэтических произведениях мы пытаемся найти ответы на многочисленные вопросы: как понять этот мир, чтобы сделать его лучшим? Что с нами происходит? В чем истинное счастье человека?
Нельзя не согласиться с мнением одного из самых авторитетных исследователей творчества Г. Сковороды, Дмитрия Чижевского (1894—1977), определившим, что Г. Сковорода уже давно стал центром украинской духовной истории. А поэтому те, кто изучает его бесценное творческое наследие, «как зачарованные» возвращаются к этому таинственному образу снова и снова.
В исследованиях многих авторов Г. Сковороду называют по- разному: творцом оригинальных мыслей, несистематическим мыслителем, хаотическим теоретиком, проповедником, интерпретатором Библии, материалистом, атеистом, религиозным скептиком, масоном... Г. Сковороду связывают с различными философскими школами, основанными Сократом, Платоном, Аристотелем, отцами Церкви, Спинозой, немецкими мистиками Энгартом, Тавлером, Беме. Все эти мысли и суждения об истоках богословских учений Г. Сковороды, о его морально-этических и поэтических произведениях, достаточно эклектичны и кое в чем противоречат друг другу.
Но сколько бы не дискутировали ученые, неоспоримым остается следующее: Г. Сковорода был одним из самых оригинальных мыслителей и самых выдающихся умов Восточной Европы ХVIII столетия, выразителем украинской души, для которой характерны глубокая самососредоточенность, искреннее сердце, широкая натура, предпочтение духовных ценностей, выявление большой любви к природе, человечность и религиозный дух. Эти черты были особенно ярко выражены в украинском обществе в предшествующие века Сковородиновской эпохи и в ее начале.
Все богословско-просветительское творчество, педагогическая деятельность Г. Сковороды обозначена выраженным национальным содержанием как в овладении им философско-полемической и поэтической традиции киевской школы, так и утверждении идеи духовного освобождения украинского народа. Этот большой пласт национального «зерна», щедро проросшего в разностороннем творчестве Г. Сковороды, еще недостаточно исследован и обобщен.
Г. Сковорода, как великий мыслитель, поэт, педагог во время своих многих странствий имел множество встреч и бесед с людьми различных состояний. Он не мог безразлично относиться к тому, что творилось в Украине, чем жило тогдашнее общество. На глазах Сковороды, говоря современным языком, происходила насильническая интеграция украинства в общероссийское пространство со всеми вытекающими отсюда последствиями. Как выходец из казацкого стана свободных людей, у которых еще была «свежей» память о недавних доблестных военных походах Б. Хмельницкого, Сковорода с болью воспринимал ущемления его народа, сопровождающиеся и духовным угнетением. С начала ХVIII столетия его усилено осуществляла Русская православная церковь. Почему так произошло?
Эта церковь окончательно утратила свою независимость от светской власти во время царствования Петра I (1672—1725), который волюнтаристски подчинил себе и власть духовную, отменив в 1721 году патриаршество. Для управления церковными делами был образован государственный орган — Священный Синод под руководством обер- прокурора. На почти что 200 лет духовничество Русской православной церкви превратилось, по существу, в государственных служащих в рясах. Из государственной казны оно получало и плату. Поэтому послушно выполняло все указания и требования власти.
Любое инакомыслие сурово подавлялось самодержавными структурами, среди которых Тайная канцелярия, созданная в 1718 году тем же Петром I, была своеобразной инквизицией в борьбе со свободомыслием. Через ее пытки прошли и воспитанники Киевской академии. Вспомнить хотя бы архиепископа Тверского и Кашинского, великого интеллектуала Ф. Лопатинского, который резко выступал в своих трудах против засилья в России бироновщины. Под тщательным наблюдением Тайной канцелярии, Синода находился также епископ Белгородский И. Миткевич (? — 1763), с которым Сковорода поддерживал дружеские отношения, а также другие передовые люди того времени.
Рассуждая о морально-психологическом состоянии порабощенного народа, Г. Сковорода «обжигает» современников правдивыми и до боли горькими своими выводами о той действительности, в которой оказалась Украина в последние десятилетия ХVIII века: «Отнять кураж (смелость. — Г.Ш. ), навести ужас — это значит удручить, замкнуть и связать душу, чтобы она не веселилась, грустила по доброму делу. Это очень страшная обида — растлить человека в самих мыслях и сердце его, словно в его семени и корнях...»
Увидев как родной народ порабощается российским самодержавием, Г. Сковорода превозносит несравнимую ни с чем ценность бывших вольностей в стихотворении «De Lіbеrtаtе» («О свободе»). В нем он воспевает мужественность Б. Хмельницкого, возглавившего борьбу против поработителей, заложил основы украинской государственности:
Что то за вольность? Добро в ней какое?
Иные говорят, будто злато,
Ах, не златое, если сравнить злато,
Против вольности еще оно блато.
О, когда бы же мне в дурне не пошитись,
Будь славен вовек, о муже избранне, герою Богдане!
В среде тогдашнего общества Г. Сковорода чувствовал себя «чужим». Он пытался его изменить, проповедуя христианские ценности, убеждая в важности для людей науки, знаний. Его понимали не все, а только те, кто мог приблизиться к нему, к его высокому интеллекту.
Больше всего Г. Сковороду возмущало то, что большинство священников Русской православной церкви не вели людей к настоящему духовному очищению, а сосредотачивали свою пастырскую деятельность, в основном, на формальной стороне церковных церемоний и обрядов, превращавшихся во многочасовые ритуалы с элементами показушной театральности. Г. Сковорода учил, что эти ритуалы могут быть лишь толчком для поиска человеком истинного пути к богопознанию. К высокодуховной христианской жизни, по словам Г. Сковороды, можно прийти только через исполнение заповедей Иисуса Христа
В своем учебном курсе христианской этики «Входная дверь в христианское добронравие» (1766) Г. Сковорода по-своему объясняет ключевое значение понятия Бога, Божьей премудрости, показывает, в чем заключается счастье человека, истинная вера, различие между благочестием и церковными церемониями, страстями и грехами, любовью и чистосердечностью.
Именно чистосердечность, отмечает Г. Сковорода, «есть спокойное в душе дыхание и веяние Святого Духа». Далее он сравнивает чистосердечность с прекрасным садом, который «полон тихих ветров, сладко-ароматных цветов и утешения, в котором процветает древо жизни, которое посылает каждому мудрому человеку Высший разум (Бог). С чистосердечностью идут рядом «доброжелательность, незлобивость, покладистость, смирение, нелицемерие», благотворительность, беспечность, удовлетворение, бодрость и другие неотъемлемые радости. «У кого такая душа, мир на нем и милость, веселье вечное над головой такого истинного христианина!» — отмечает Г. Сковорода.
Основным лейтмотивом этого труда является тезис Г. Сковороды о том, что человек посредством знания внутреннего, скрытого от него содержания Библии сам может постичь своим разумом Премудрость Божью и только избавившись от гибельных пристрастий, — зависти, сквернословия, злопамятности, гордости, «лести, печали и другого червя, который засыпает в душе», — он будет пребывать в Царстве Божьем на этой земле, то есть будет счастливым при жизни.
В условиях колониального положения Украины, уже на закате своей жизни Г. Сковорода в 1787 году написал произведение глубокого морально-этического и педагогического содержания «Убогий жаворонок». В нем он в аллегорической форме указывает путь спасения во времена социального и духовного порабощения, в которое попала украинская интеллигенция.
В посвящении своему другу Ф. Дискому Г. Сковорода написал: «Дарю тебе Убогого своего Жаворонка. Он тебе споет и зимой: не в клетке, а в сердце твоем, и немного поможет спастись от ловца и хитреца, от лукавого мира сего. О Боже! Как много этот волк днем и ночью пожирает кротких ягнят! Ах, остерегайся, друг, так как в опасности находишься. Не дремлет ловец. Не спи и ты. Ошибка — это мать несчастья».
Г. Сковорода предостерегает молодого украинца от обольщения названием, которое он дал в произведении Тетерваку — Фридрик. «Когда тебе досадно, — пишет он, — вспомни, что мы все такие. Ведь всю Малороссию Великороссия называет тетерваками. Зачем стесняться? Тетервак есть птица глупая, но не злобная. Не тот глуп, кто не знает (еще такой, который все знает, не родился), но тот, который знать не хочет». Далее Г. Сковорода советует: «Возненавидь глупость: тогда хоть и глупый, но будешь в числе блаженных тех тетерваков».
Под названием «тетервак» Г. Сковорода имел в виду тех «землячков», которые подвергшись мещанской психологии, жили, исповедуя только «желудочную философию» и, таким образом, утратили черты человечности, гуманизма, чувства патриотизма.
Подытоживая некоторые наши рассуждения о содержании богословских и морально-этических взглядов Г. Сковороды, нашедших отображение в его гениальных произведениях второй половины ХVIII века, можно с уверенностью констатировать, что они были реакцией на тот духовный упадок в Украине, когда она окончательно лишилась политической свободы, своей Церкви, собственной системы образования и, по словам В. Шевчука, переходила в ряд «пришедших в упадок наций». Во время полного разрушения национальных государственных учреждений и замены их учреждениями невольническими и чужеземскими, Г. Сковорода в своих учениях твердо стоял на родной почве. Он построил свою богословско-этическую и педагогическую систему, основанную на христианском мировосприятии, в центр которого поставил человека, указывая ему истинный путь к самоусовершенствованию и высокодуховной жизни.