У нас сейчас речь пойдет о крупнейшем государственном деятеле Киевской Руси, фигуре легендарной и даже символической, — Великом князе Ярославе Владимировиче (1019— 1054). Постараемся отделить исторические мифы и вымыслы от подлинных фактов, что особенно важно, когда рассказываешь о личности такого масштаба.
Как известно из истории, после смерти в 1015 г. киевского князя Владимира Великого или Святого, начались междоусобные войны его сыновей за киевский престол. Перед своей смертью Владимир Великий хотел, чтобы в Киеве княжил его любимый сын Борис, но он в дни кончины Владимира выступил в поход против печенегов, а в Киеве тогда присутствовал только старший сын Святополк, который и начал управлять государством. Чтобы «обезопасить» свое княжение от брата Бориса, он тайно послал своих воинов к Борису, и последний был убит. Затем таким же коварным методом были убиты и его братья Глеб и Святослав.
Когда об этом узнал Ярослав, княживший в Новгороде, он собрал большое войско и пошел на Киев с целью наказать Святополка, прозванного народом Окаянным. Святополк, зная силу войск Ярослава, обратился за помощью к польскому королю Болеславу I Храброму, которому и передал за это Червенские города, в свое время возвращенные Киевской Руси в результате побед Владимира Великого. Польские войска Болеслава I вместе с войском Святополка вначале одержали победу, но затем, когда поляки возвратились домой, Ярослав вновь пошел на Святополка и в 1019 г. вблизи реки Альты одержал над ним решительную победу. Последний бежал и умер на чужбине.
Ярослав Мудрый, сделавшись Великим князем киевским, решил завладеть волостями умерших братьев, но встретил опасного соперника в лице брата Мстислава Тмутараканского, известного под именем Удалого. Это был очень храбрый князь-воин, который неоднократно побеждал и печенегов, и половцев, и отважных косогов (черкесов). Как повествуют летописцы, однажды, при встрече с войском косогов, Мстислав предложил их князю Редеде, чтобы не проливать лишней крови, сойтись в честном поединке на виду у всех. Мстислав одержал победу, после этого косоги и начали платить ему дань.
Поэтому неудивительно, что когда Мстислав сошелся с Ярославом на поле брани вблизи Чигирина, то войско Ярослава потерпело поражение и Ярослав спасался бегством. Но Мстислав уважал старшего брата и, догнав его, сказал: «Брат, ты старший! Возвращайся в Киев и продолжай себе княжить по всей Правобережной Киевской Руси, а я буду княжить по ее Левобережью на Днепре». Ярослав согласился и с тех пор до самой смерти Мстислава оба брата жили в согласии. Более того, Мстислав даже помог Ярославу отобрать у поляков Червенские города (в 1031 г.) у Болеслава I Храброго. Таким образом, только после смерти Мстислава в 1036 г. Ярославу Мудрому удалось объединить всю территорию Киевской Руси (как Лево-, так и Правобережную ее части) под своею властью. В 1036 г. дружина Ярослава Мудрого одержала блестящую победу над печенегами под Киевом, и он навсегда освободил Киевскую Русь от их нападений. А на этом победном месте он построил замечательный собор святой Софии, построил укрепления около «города Ярослава» и Золотые ворота.
Ярослав Мудрый несколько раз ходил с войском против западных соседей. Так, в 1038 году — на ятвягов, с которыми воевал и его отец Владимир Великий. В 1040 г. он ходил на Литву, в 1041 г. — на польских мазовшан и в 1047 г. — вновь на мазовшан. Эти два похода на мазовшан он провел в помощь Казимиру, будущему польскому королю. Вообще Ярослав Мудрый много внимания уделял польским делам. Вначале он поддерживал братьев князя Мешка, а затем — его сына Казимира, прозванного Возобновителем. С целью защиты его интересов Ярослав заключил союз с немецким королем Генрихом III. В поле зрения Ярослава Мудрого была и возможность расширить границы Киевской Руси в направлении финских земель. В 1030 году ходил он и на чудь и на берегах Западной Двины построил город, который назвал своим христианским именем — Юрьев (теперь Тарту), закрепив таким образом свою власть над Чудским озером.
Интенсивные отношения, унаследованные Ярославом Мудрым от Владимира Великого, связывали его со Скандинавией, откуда в Киевской Руси и появлялись большие варяжские отряды — нанятое войско во всех главных войнах Ярослава. Известно, что у Ярослава пребывал в статусе изгнанника норвежский король Олаф II Святой, а его сын Магнус, в будущем также король, воспитывался в Киеве. Сам Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля — Ингигерде (Ирине). Одна из дочерей Ярослава Елизавета была супругой Гарольда, родственника короля Олафа. В 1016 г., когда в Англии был убит король Эдмунд, его сыновья бежали в Швецию, а затем находились в Киеве у Ярослава. Поддерживал Ярослав и отношения с Венгрией. У венгерского короля Владислава Лисы было три сына, которые перебрались в Киев, где и проживали 15 лет (1031—1046 гг.), пока старший сын Андрей не стал королем Венгрии. Заняв этот престол, Андрей женился на дочери Ярослава Анастасии. Широко известно о супружестве дочери Ярослава Анны и короля Франции Генриха I, о том, что Анна принимала самое активное участие во многих государственных делах как при жизни мужа, так и после его гибели, в правление их сына Филиппа, подписывая документы так: «Анна — мать короля Франции».
Много внимания уделял Ярослав Мудрый и решению различных проблем внутренней жизни Киевской Руси. Он заселял пустынные места, построил, кроме города Юрьева, город Ярославль и замечательные соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке. Распространяя в государстве христианство и грамотность, он основал училища в Новгороде и Киеве. При его княжении было положено начало Киево-Печерской лавре (в 1051 г.). Как указывает летописец, в 1037 г. Ярослав Мудрый основал при Софиевском соборе первую библиотеку в Киевской Руси. Значительно усилило свое влияние при Ярославе Мудром и христианство. В Киеве появились монастыри св. Юрия и св. Ирины. Возле села Берестово на горе над Днепром был основан Печерский монастырь, а возле Владимира-Волынского построен монастырь в предместье этого города — Святогорский, возникали и другие монастыри. Все они, и в частности Киево-Печерский, становятся очагами культуры. Среди монахов было много образованных людей, которые обучали грамоте, пению, учили рисованию, мозаичному делу. Школы были не только при монастырях, но и при большинстве церквей. Так, например, летописец сообщает, что в Новгороде Ярослав собрал в школе 300 детей; очевидно, в Киеве их было не меньше. При церкви св. Софии работали специалисты, которые переводили и переписывали книги. Летописец вспоминает, что Ярослав «многы книгы списав, положи в церкви св. Софии», т. е. собрал первую в государстве библиотеку. Интересно, что Ярослав был набожен до суеверия: он велел вырыть кости Владимировых братьев, умерших в язычестве — Олега и Ярополка, — крестил их и положил в киевской церкви св. Богородицы. «Ревность его к христианству, — отмечает историк Н. М. Карамзин, — соединялась, как мы видим, с любовью к просвещению».
Обезопасив страну от врагов, Ярослав Мудрый обеспечил порядок и спокойствие в Киевской Руси. А чтобы суды одинаково и справедливо судили, он велел собрать все законы и права в одну книгу, ставшую сборником всех письменных законов на славянском языке и назвал ее «Русская Правда». При этом следует заметить, что исторически население Киевской Руси получало свои гражданские уставы по скандинавским законам, в которых главной целью общежития всегда считалась личная безопасность и неотъемлемость собственности. И устав Ярослава Мудрого — «Русская Правда» также отражает и обеспечивает обе эти цели. Желая утвердить семейственные связи, нужные для личной безопасности в новых обществах, все скандинавские народы в уголовном праве разрешали только родственникам убитого лишать жизни убийцу, а при отсутствии родственников у убитого предписывалось наказывать убийцу деньгами в пользу казны. При этом определялись разные цены (или так называемые виры), в зависимости от гражданского положения (состояния) убитого. Такого правила придерживался и Ярослав Мудрый, оберегая жизнь людей, нужных для государственного могущества.
Не останавливаясь на других уголовных и гражданских статьях законов «Русской Правды», а их более 40, лишь заметим, что наши древние предки очень ценили человеческую чтили старших. Имели они и доброе сердце, так как только в вышеуказанном случае использовали наказание смертью. За любое преступление можно было откупиться деньгами (правда, весьма существенными), а самым тяжелым наказанием было изгнание из края (за воровство лошадей и за поджог). Этих законов «Русской Правды» придерживались и потомки Ярослава Мудрого, добавляя к ним свои или изменяя то, что не соответствовало новым реалиям.
Ярослав укрепил государство так, что соседи старались заслужить его благосклонность и находиться с ним в родственных отношениях. Как уже отмечалось ранее, Ярослав Мудрый женил своих сыновей на иностранных королевах, а дочерей выдал замуж за королей других стран. Добавим, что родная сестра Ярослава Мария была замужем за польским королем Казимиром, а сын Ярослава Изяслав был женат на сестре Казимира. Все эти примеры родственных связей детей Ярослава Мудрого с иностранцами дали основание многим историкам именовать его «Тестем Европы». Вообще следует отметить, что вся международная политика Ярослава Мудрого была достойна сильного и разумного монарха. Достаточно вспомнить, как он «поставил на место» Константинополь за то, что оскорбленные там его сограждане требовали и не нашли правосудия. Или как он, отомстив Польше и «взяв свое», великодушно помог утвердить ее целостность и благоденствие. Справедливы и результативны были его действия и во внутренней политике государства. Как известно, Ярослав наказал мятежных новгородцев за расправу над варягами, так как считал, что государь должен быть справедливым и учитывать те услуги, которые варяжские воины часто оказывали Киевской Руси в различные периоды ее истории.
Ярослав Мудрый провел остаток своей жизни в тишине и христианском благочестии. Но его усердная набожность не препятствовала ему думать о государственной пользе и в церковных делах. Так, например, в 1051 году (за три года до смерти) он собрал в Киеве епископов и велел им поставить митрополитом Киевской Руси славянина Иллариона (а не грека), не согласовывая его кандидатуру с Константинопольским патриархатом.
Чувствуя приближение смерти, Ярослав Мудрый собрал всех своих сыновей и разделил между ними земли и города Киевской Руси. Изяславу как старшему сыну отдал он Киев с Туровом и Новгородом, и велел, чтобы все братья чтили и слушались его, как отца, провозгласив его великим князем. Святославу был отдан Чернигов с Муромом и Тмутараканью, Всеволоду — Переяслав и Ростов с Белоозером, Игорю — Владимир, а Вячеславу — Смоленск. И велел сыновьям Ярослав Мудрый жить между собой дружно, в любви и согласии, а старшему — не позволять, чтобы братья обижали друг друга, помогать и оберегать того, который будет обижен. Как пишет историк Н.М. Карамзин, это были «слова достопамятные, мудрые и бесполезные! Ярослав думал, что дети могут быть рассудительнее отцов, и, к несчастию, ошибся»...
Умер Ярослав Мудрый в 1054 году в возрасте 76 лет и похоронен в Киеве в храме св. Софии. После его смерти был образован так называемый княжеский триумвират, а ведущую роль в политической жизни Киевской Руси играли три старших князя Ярославича: киевский — Изяслав, черниговский — Святослав и переяславский — Всеволод. В заключение следует сослаться на замечательные слова Н.М. Карамзина, который, оценивая деятельность Ярослава Мудрого, сказал: «Блестящее и счастливое правление Ярослава оставило памятник, достойный великого монарха». Поэтому неудивительно, что потомки, желая отметить труд, вложенный в фундамент государственности Киевской Руси, удостоили киевского князя Ярослава эпитетом Мудрый.