У россиян бытует поговорка: «Тяжела ты, шапка Мономаха!» на предмет несоответствия чьей-то властной главы занимаемой должности...
Головной убор под таким названием сохраняется с давних пор в «Оружейной палате» — музее московского Кремля как древняя корона Великих князей московских и царей, вплоть до Петра I. Если же в популярных исторических публикациях речь идет о Beликих князьях киевских, то немало наших художников прежде и теперь украшают их головы — «коронуют» только «шапкой Мономаха», дескать, именно она и была их главной короной испокон веков, и не иначе...
Это соображение — предположение, скорее — легенда, представляющее обоюдный интерес как для нас, украинцев, так — и еще больший — для россиян-великодержавников.
Как же выглядит историческая регалия-соблазн на взгляд знатоков, в частности московских? Прежде всего — начнем с легенд, довольно распространенных с давних пор «по Руси святой», в особенности тех, которые излагают московские церковники, а не историки.
Легенда первая. Они уверовали в ее «первопрестольное» происхождение, дескать, «шапка Мономаха» была и есть «шапкой», которую подарил один из императоров Византии Великому князю киевскому Владимиру Мономаху. В свою очередь император получил ее в наследство от деда Владимира по матери, Константина Мономаха, «из самой Византии», якобы в знак большой благосклонности.
Легенда вторая. Великий князь киевский Владимир, крестивший Русь в 988 году, состоял в браке с сестрой византийских императоров Василия и Константина. За это Владимир был одарен ими «шапкой Мономаха». Обратимся по этому вопросу к мнению специалистов-историков.
Выдающийся русский историк- византиист, академик Никодим Кондаков (1844—1925) в «Археологических известиях и записках» (ч. 5—6) писал так: «Мономахов венец (?) был изготовлен не в Константинополе, а в Малой Азии, или на Кавказе, или в Херсонесе — там, где византийское искусство соприкасалось с развитым арабским орнаментом...» А дальше он не считает «шапку Мономаха» ни императорской византийской Стемой (короной. — П.В. ), ни королевской короной какого-либо вельможи. Н.Кондаков называет ее цесарским боевым (воинским) шлемом или почетным шишаком императора.
Далее Н.Кондаков сообщает, как и почему византийские императоры раздавали эти восточные по происхождению головные уборы-шишаки после их переделывания уже в виде подарков — регалий (не корон! — П.В. ) князькам соседних и зависимых стран.
Другой авторитет по проблемам «шапки Мономаха», академик Дмитрий Анучин (1843—1923), современник Кондакова, возражал последнему довольно метко. Не будем останавливаться на всех аргументах, так как в конце концов они свелись к последним. А именно: «Если считать «шапку Мономаха» памятником ХII века из Византии, то чем можно объяснить отсутствие упоминаний о ней в летописных памятниках Киевской Руси, а сами упоминания о ней — лишь со времен Московии»?
Другой историк-профессор Сергей Филимонов в своей работе — «О времени и происхождении «шапки Мономаха» утверждает следующее: «Шапка Мономаха» не имеет признаков византийского происхождения, а есть происхождения арабского с ХI века». Если сравнить арабские орнаменты изделий того времени, то стиль их тождественен филиграням на «шапке Мономаха». Более того, С.Филимонов утверждает: «Шапка Мономаха» была изготовлена в Каире в ХIV веке, а в 1317 году египетский султан Эль- Калаун прислал ее в дар своему родственнику, хану Золотой Орды Узбеку (правил с 1313 по 1342 год). А тот уже одарил ею — но не как короной — своего вассала, московского князя Ивана Даниловича, известного в Московии под именем Калита (?—1340).
На этом опустим дальнейшие историко-искусствоведческие утверждения профессора Филимонова о том, каким образом будущая «шапка Мономаха» появилась в Московии при Иване Калите уже под названием «золотая» без имени Мономаха. И лишь Иван Грозный (1530—1584), коронуясь в 1547 г. как первый российский царь, сам назвал «золотую» шапку Ивана Калиты — «шапкой Мономаха».
Из всего сказанного можно настаивать на непричастности великих киевских князей — Владимира Великого и Владимира Мономаха к «загадочной» для историков на протяжении многих столетий «шапке Мономаха». Кстати, именно эту «золотую шапку» видел и описывал немецкий путешественник и дипломат Зигмунд Герберштейн (1486—1566), дважды (в 1517 и 1526 гг.) посещавший Москву в качестве посла императоров «Священной Римской империи» и издавший в Вене на латыни замечательные по стилю ценные исторические «Записки о московских делах». Описание Герберштейном «золотой» шапки вполне совпадает с ее современным видом в «Оружейной палате» уже как короны Ивана Грозного и последующих российских царей вплоть до Петра I — покругу снизу расшитая собольим мехом, чего не было и нет у других корон мира.
Чем же объяснить такое непривычное для корон украшение? Волей-неволей нам приходиться обратиться к воспоминаниям более чем полувековой давности...
В октябре 1948 г. мне в л/о №5 «особого Минлага» Инты просто повезло (именно — повезло!) познакомиться с Акопом Ивановичем Джаракянцем, армянином, доктором истории и искусствоведения, прибывшим этапом из московской Лубянки. До ареста он занимал должность старшего научного консультанта системы музеев московского Кремля, Исторического музея на Красной площади, музея искусств им. А.С.Пушкина. По совпадению лагерных условий и обстоятельств мне довелось общаться с ним, стареньким бородачом, который своим видом напоминал наших земляков — историка и политического деятеля Михаила Грушевского и митрополита Андрея Шептицкого. «Царь Тигран», как мы, недавние студенты вузов Украины, «окрестили» бородача, был изможденным, измученным на Лубянке за «терроризм» и получив 25+5 лет наказаний за «намерение умертвить товарища Сталина и членов Политбюро ЦК ВКП(б)». Одним словом, не человек — «зверь»...
Для меня и других студентов старик был настоящим кладезем невероятных тогда знаний о, прежде всего, музейном деле в СССР, сокровищах «спасенных» Красной Армией в Германии и т.д... С нами, молодыми украинскими студентами, профессор был довольно откровенен. Основной «уликой» против него были 30 томов его дневников за 30 лет, начиная с 1917 года, которые читал «подонок армянского народа» Анастас Микоян, как говорил Джаракянц, переводя «крамолу» из них, написанных на армянском языке, «самому Лаврентию Берии»...
Однажды, рассказывая нам о богатствах «Оружейной палаты», он затронул и «шапку Мономаха». Окаймление ее собольим мехом по кругу снизу он объяснил следующим образом. Оказывается, все Великие князья московские и царь Иван Грозный были алопетами, то есть лысыми как колено, имея эту беду то ли по наследству, то ли от «срамной болезни», как сказал профессор. И чтобы этот досадный недостаток не был заметен, когда они одевали и носили «корону», то ее обшили снизу мехом, который видно и теперь на фотографиях.
На наш вопрос, почему россияне издавна и с таким упорством придерживаются легенды о «мономаховом» происхождении шапки, «царь Тигран» ответил: «Запомните, дети, без этой легенды о ее якобы византийском и киевском происхождении со времен князя Владимира Мономаха Москва никогда не смогла бы разыгрывать роль преемницы традиций Киевской Руси и называть себя Третьим Римом. Это я, старый армянин, говорю вам, молодым украинцам, хорошо зная исторические источники. Вы не скоро узнаете, какие огромные исторические сокровища украинской земли, вашего искусства нарочно скрыты в тайниках московских музеев. А если и покажут когда-нибудь, то назовут творением великого российского народа. Я говорю это из уважения к вашему народу». Мы, студенты, в особенности младшие из Киева, слушали, раскрыв рот... Название «Мономах», по словам Джаракянца, происходит от древнегреческого и означает — «единоборец», то есть отважный, победоносный воин, каким и был наш князь Владимир Мономах на самом деле.
Из сказанного следует: негоже нам, украинцам, посягать на московскую «шапку Мономаха», по сути, являющуюся историческим фальсификатом...