15 февраля православные и греко-католики отметили последний большой зимний праздник — Сретение Господне. Евангелист Лука рассказывает, что через 40 дней после Рождества Мария и Иосиф принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм — ибо «каждое дитя мужского пола... должно быть посвящено Господу». В храме Святое семейство встретили две праведные и благочестивые особы — Семен и Анна- пророчица, которые до этого никогда не видели ни Младенца, ни его родителей. Семен радостно «взял на руки Иисуса... и промолвил: «... увидели глаза мои Спасение Твое, которое Ты приготовил перед всеми народами, Свет на просвещение язычников и на славу народа Твоего...» Анна также «воспевала Бога и говорила о нем всем, кто ждал освобождения Израиля» Мессией. Это было первое публичное признание Сына Божьего в Иерусалиме, в Храме Бога Отца.
Одно старинное апокрифичное — непризнанное Церковью — Евангелие сообщает, что, кроме упомянутых праведников, ни один присутствующий на Сретении человек не обратил внимания на новорожденного Иисуса. В огромном храме было тогда, как всегда, много народу, толпа. Те немногочисленные, которые расслышали слова Анны и Семена, только скептически улыбались и направлялись в глубины храма. Другие спешили вернуться в город, к своим важным делам, — у них не было времени, чтобы остановиться возле Святого семейства, поприветствовать Младенца, послушать двух праведников израильских. Текст старинного апокрифа можно считать весьма достоверным, ведь, в соответствии с Евангелием от Луки, даже «отец Его и мать удивлялись тому, что о Нем» говорили Семен и Анна.
На Сретение люди прошли мимо Мессии, не обернувшись, не заметив, что в храме в тот день присутствовало будущее мира. Между тем, все они были современниками и очевидцами многозначительных знамений, о которых свидетельствуют Евангелия — проповедей Иоанна Предтечи, чудесного Рождества, поклонения царей-волхвов и т.д. Осуждать древних израильтян, однако, нелогично; немудрено даже удивляться их слепоте. Она характерна для людей того типа, которые — несмотря на любые мистические явления или научные прогнозы, несмотря на статистику и примеры соседей; чтобы не случилось, как бы все не перевернулось — всегда остаются в сумерках, в густой тени прошлого. Даже когда это прошлое на глазах исчезает, а все вокруг быстро передвигаются в другую тень — тень будущего.
Сегодня мы весьма напоминаем ту апокрифичную толпу в Иерусалимском храме — проходим мимо наиболее ярких знамений и пророчеств нового времени, культивируя взамен призрачный сад теней прошлого. Одни роскошествуют в жиденькой но длинной-предлинной тени Трипольской культуры, другие гремят заржавевшими саблями — никак не могут выйти из казацкой эпохи; еще другие до скончания веков (по крайней мере, их собственных) оседлали, как удобное старое кресло, ни в чем не повинного Тараса Шевченко. А самые воинственные живут в аспидной тени, которую отбрасывает тень — когда-то знакомый всей Европе призрак. Как при таких условиях заметить, встретить «свет на просвещение язычников и на славу народа Твоего» — первые слабые отблески будущего? Не затмит ли их призрачная тень «украинской» Трои или величественная тень отца Гамлета, которая страстно требует кровавой мести — от всех и за все?
Иногда кажется, что из тени прошлого у нас вышла — скорее, стремительно выбежала — только та часть общества, которую обычно именуют «теневой». (Горький вышел парадокс.) Криминальные или полукриминальные — «полусвет», как когда-то говорили — личности правят в гигантском храме нашего общества, толкаются, ловят и используют каждое мгновение того, что есть «теперь». Будущее, как и прошлое, для них неинтересно — полусвет интенсивно живет в «теперь», метко и мгновенно дешифрует его знамения, остро по-звериному видит все его возможности. «Людям тени» все равно, кто стоит на их пути — Святое семейство или праведники с их «детскими» пророчествами.
Это и есть наша с вами новая действительность. Одни комфортабельно, как под дедовой грушей, сидят в тени прошлого, обвиняют, вздыхают, дремлют и смотрят роскошные сны. А вокруг кипит жизнь — правят жрецы Мамоны, которые оказались самыми энергичными, практичными и прозорливыми среди нас. То есть, самыми умными.