Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ТРАГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНСКИХ ЦЕРКВЕЙ

19 ноября, 1999 - 00:00

Торжественные церковные сооружения Украины издавна украшали
ее города и села. С большим мастерством во время создания храмов украинские
зодчие вкладывали в камень и дерево опыт не одного поколения строителей
архитектурно-творческих церковных зданий. С окончанием внутреннего убранства
храма и его освящением, возведенное величественное сооружение становилось
своеобразным и неповторимым творением национального украинского духа.

Постепенно строительство церковных культовых сооружений
приобретало широкий размах. Росла архитектурно-творческая изысканность
церквей и их количество. Очень часто небольшие города Украины имели несколько
храмов. Так, например, в XVII ст. в волостном городке Лысянка Звенигородского
уезда Киевской губернии действовали шесть церквей: Михайловская, построенная
в 1723 г., Преображенская (1730 г.), Вознесенская (1730 г.), Георгиевская
церковь (1723 г.), Николаевская церковь (1718 г.) и Успенская (1720 г.).
В XIX веке в Лысянке построили римско-католический костел. При нем до 1832
г. находился францисканский монастырь, а в 1861 г. в Лысянке была освящена
новая каменная церковь, относящаяся к 3-му классу и имевшая 119 десятин
земли.

Наибольшее распространение на территории этнических украинских
земель приобрели православные церкви, названия которых имеют широкий спектр.
В частности, в XIX в. на территории Лысянщины Звенигородского уезда действовало
шесть церквей, названных именем Святой Покровы, три Богородичные церкви,
две Успенские церкви, две Свято-Михайловские, две Троицкие, а также Вознесенская,
Николаевская, Воздвиженская, Богословная, Свято-Николаевская; другие носили
имена Архистратига Михаила, Иосифа Обручника, мучениц Александры, Параскевы,
великомученика Георгия, святого Василия — епископа Парийского.

К большому сожалению, в истории Украины церковная архитектура
неоднократно претерпевала уничтожение: еще внук Владимира Мономаха Андрей
Боголюбский в 1169 г. захватил Киев, ограбил и уничтожил историко-церковное
достояние; в 1240 г. хан Батый на месте многих церквей оставил одни пепелища;
страдала церковная культура и во времена Руины, когда под гнетом Польши
уничтожались православные церкви; во время Гайдамаччины 1768 г. повстанцы
уничтожили сотни греко-католических церквей. Настоящему разгрому подверглись
церкви в период советской власти.

С образованием в 1922 г. Советского Союза советская власть,
боровшаяся против любой религии, вынуждена была сберечь Русскую православную
церковь, поскольку та поддерживала становление нового советского государства.
В то же время Украинская Автокефальная православная церковь была уничтожена,
ибо идея существования автокефалии основывалась на идее независимости Украинского
государства.

Новая власть с самого начала, согласно постановлению №
10 отдела высшей школы Народного комиссариата образования с подписями заведующего
отделом Назарова и секретаря Фридмана, по всей территории Украины изымала
религиозные символы: иконы, лампады, изображения святых и тому подобное
из высших и других школ; передавала (очень часто уже в неполном составе)
в ближайшие церкви и храмы, которые вскоре подверглись разрушению и ограблению.
Научные заведения историко-религиозного характера переименовывались в высшие
школы и, таким образом, попадали под действие этого постановления.

С проведением в жизнь советскими органами власти Декрета
об отделении церкви от государства нарушилось органическое развитие украинского
села. Религиозные сооружения начали подвергаться варварскому истреблению.
Рассмотрим это на примере небольшой территории Киевщины — Лысянщины (нынче
Лысянский район Черкасской области). Исторические исследования свидетельствуют,
что в Лысянском районе в 1935 году была снята с учета и использовалась
как склад церковь в селе Смильчинцы. В 1939 году в селе Хижинцы того же
района на месте церкви был создан сельский клуб. В сельский клуб была преобразована
и Почапинская Свято-Троицкая церковь, которую закрыли в феврале 1936 года.
Из акта передачи помещения этой церкви мы узнаем, что во время реорганизации
церкви в дом культуры, были сняты колокола медные и со сплава меди и серебра,
а также разрушен иконостас, уничтожены многочисленные иконы. Склепы похороненных
в подземелье помещиков Четвериковых и Преснухиных, находившиеся в подвальных
помещениях под церковью, были ограблены и выброшены. Деревья вокруг церкви
(многолетние липы, клены, ясени и ели) были вырезаны, как по распоряжению
органов местной власти, так и отдельными гражданами — жителями села Почапинцы.
Такие «мероприятия» приобретали массовый характер по всей территории Украины.

В целом на территории современной Черкасщины за пятьдесят
лет — с 1919 по 1969 годы — органами власти было закрыто около 700 православных
и пять старообрядческих храмов, 10 католических костелов, около 60-ти синагог,
много из которых были безжалостно уничтожены. Одновременно с разрушением
церковно-архитектурных храмов распространялись репрессии, предпринимались
настойчивые попытки использовать церковь с целью геополитических изменений,
что приводило к ее уничтожению.

На территории Лисянщины были закрыты и использованы под
склады церкви в селах Яблунивка, Журжинцы. В 30 годах в городке Лысянка
разрушен многовековой польский католический костел. В 1960 году преобразована
в склад церковь в селе Чаплинка, в 1961 году — церковь в селе Верещаки,
в 1959 году — церковь в селе Репки. С 1961 года был закрыт и в течение
многих лет по инициативе местных органов власти постепенно уничтожался
православный Свято-Михайловский храм в городке Лысянка, и уже в конце 70-х
годов он перестал существовать.

Кажется, мы забыли одно: эти сооружения составляли большую
архитектурно-творческую и историко- культурную ценность, они являлись жемчужинами
зодчества и памяти и играли важную роль в становлении национальной культуры,
были связаны с важнейшими историческими событиями.

С провозглашением в 1991 году независимости Украины ситуация
несколько изменилась. Постепенно начали нормализоваться государственно-церковные
отношения, создаваться условия для нормального функционирования религиозных
организаций, начался бурный процесс религиозного возрождения, восстановления
культовых сооружений — этих архитектурных творений.

В частности, на территории упомянутой выше Лысянщины в
декабре 1993 года, на основании Закона УССР от 23.04.1991 г. «О свободе
совести и религиозных организациях», Постановления Кабинета Министров Украины
от 5.04.1991 г. «О передаче культовых сооружений религиозным организациям»
и Указа президента Украины от 4.03.1992 г. «О мерах относительно возвращения
религиозным организациям культового имущества», а также решением сессии
Почапинского сельского Совета народных депутатов, помещение Свято-Троицкой
церкви в селе Почапинцах открыла в собственность Свято-Троицкой парафии
Киевской епархии. А осенью 1995 года отремонтированная и возрожденная церковь
в селе Почапинцы открыла двери для своих прихожан. Начали действовать церкви
в селах Верещаки, Журжинцы, вознеслись величественные купола возрожденной
Свято-Михайловской православной церкви над древним украинским городом Лысянка.

Владимир ЩЕРБАТЮК, кандидат исторических наук Специально для «Дня» 
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ