Еще в конце 50-х годов уже прошлого, ХХ века, — но всего четыре десятка лет тому назад! — во время строительных работ в историческом центре небольшого волынского райцентра Локачи выкапывали девичьи волосы. Именно на этом месте и стоит небольшая часовня — своеобразный исторический символ Локачей, — «неизвестно когда и за чьи средства построенная».
Так пишут в своих хрониках историки, — летопись и документы не сберегли о времени и цели сооружения часовенки ни одного письменного упоминания. А может быть, местные исследователи просто не имеют доступа к нужным архивам? Однако локачинский люд из поколения в поколение, из века в век настойчиво передает романтическую легенду, что построена часовенка на месте погребения трех сотен полонянок — молодых волынских девчат, захваченных татаро- монголами в далеком 1241 году и казненных при приближении волынских военных отрядов.
Еще одна версия утверждает: девчата погибли, потому что отказались идти в плен, одна из них набросилась на вожака басурманов, которые их сопровождали (а может, на татарского хана...) и задушила его. Известно, что войско под предводительством Бурундая, действительно, брало штурмом древний Владимир (теперь Владимир-Волынский) и, никак не могло обойти Локачи. Легенды утверждают, что и название села Старый Загоров (это неподалеку от городка) также известно с «татарских» времен. Якобы часовой на башне при въезде в село слишком поздно заметил врагов, но, чтобы спасти людей, он поджег башню и сгорел вместе с ней...
Девичьи волосы в большом количестве также людям не привиделись: их выкапывали на этом месте в разные времена. Зинаиде Михайловне Тесенюк, заслуженной учительнице, историку, которой принадлежит честь быть автором значительной части исследований по истории местного края, рассказывал о них отец. Его строительная бригада копала траншею под помещение будущего райпотребсоюза и также выкапывала эти, в известной степени жуткие, свидетельства прошлого. Их захоронено около часовенки вместе с найденными в этих местах человеческими останками. ***
Жизнь в таких небольших городках, как Локачи, протекает на протяжении истории, словно песок между пальцами, не оставляя следа. Но отдельные «песчинки» — факты все же «прилипают» к страницам летописи и хроник, и часто они уникальны. Начнем с того, что здесь бывал князь Владимир (тот, который Русь окрестил), проезжая по большому конному тракту в направлении к волынскому городу, названному его именем. Польские хроникеры даже название городка выводят от слова «локати», т. е. кормить в пути коней. Немало названий окружающих сел также связаны с дорогой. В Корытнице подорожные, вероятно, меняли коням корыта, в Колпытове — чистили им копыта, в Конюхах — менялись конюхи...
Был в Локачах и свой замок, от которого остался только вал и название окрестности — Подзамче. Зинаида Михайловна Тесенюк у польского хроникера вычитала, что в 1787 году польский король Станислав-Август Понятовский, возвращаясь из Киева, останавливался у местного пана, но замок его, пишет историк, уже был разрушен, поэтому пан принимал короля в своем доме в Локачах.
С незапамятных времен западную окраину городка называют «Селиськом». Живописная местность со всех сторон окружена речкой. Выгодное географическое положение для поселений, — не отсюда ли и название окраины? Хотя официально Локачам больше 600 лет, но ученики местной школы находили здесь и костяные иглы, и пряслицы, которым уже больше тысячи лет. Одна из легенд, на которые так богаты Локачи, гласит, что давным-давно в Селиське стояла церковь, но по неизвестным причинам она ушла под землю, а на ее месте образовалось очень глубокое и труднодоступное небольшое озерцо. Территория городка, действительно, буквально изрезана подземными ходами...
— А еще одна легенда гласит, что в нашем замке жила злая и нехорошая госпожа, которая издевалась над людьми; в городок она ездила на тележке, запряженной черной дрессированной свиньей... И что вы думаете? В польском документе за 1696 год нахожу запись, что какой-то Зигмунд-Август давал представление на владелицу Локачей Анну Сангушко, «которая налоги непомерные берет»... Может быть, если покопаться, то и о дрессированной свинье что- то нашли бы, — рассказывает Зинаида Михайловна Тесенюк. ***
В Локачах мы побывали в один из больших осенних православных праздников. Несколько лет тому назад давняя часовенка начала новую жизнь. Для всех локачан с деда-прадеда это была святыня их рода. Многие хранят в домашних архивах поэму львовского поэта Григория Печенивского, которая начинается словами «Триста бранок як скло в Локачах полягло...» Еще Зинаида Михайловна (а она не так давно на пенсии) помнит, как каждое воскресенье, на большие праздники здесь правились молебны, горело много свеч. Поддерживала в ней порядок и читала здесь молитвы бывшая гимназистка, «одержимая женщина», как говорит Тесенюк, Мария Константиновна Зайда.
Однако были такие времена, что часовенка, уцелевшая и в войну 1812 года (а бой за Локачи продолжался два дня!), и в Первую мировую, и во Вторую мировую, пострадала от рук убежденных безбожников. Разрушили ее испарения бензина, поскольку в культовом помещении новая власть сделала бензосклад, потом хранилище кинопленок. В 77-м рухнула крыша, однако остались стены — из очень крепкого, больших размеров кирпича, на котором выбиты три латинские буквы. Крыша упала ночью, о чем Зинаида Михайловна узнала утром, спеша на уроки. В тот же день ей трудно было даже переступить порог школы... И никакое общество охраны памятников истории не обратило внимание на ее просьбу реставрировать уникальное сооружение.
Реставрация была проведена уже в 1994 году по инициативе тогдашней райгосадминистрации. Впоследствии православная община пристроила к часовенке, ставшей частью олтаря, временное деревянное помещение — взамен разрушенному опять таки в 70-х годах Свято-Преображенскому храму. «Девичья» часовенка была его частью, здесь по большим праздникам проходили крестные ходы.
В Локачах действует и Свято-Николаевская церковь. Она возведена в 1911—1913 гг. в честь 300-летия династии Романовых. Стоит в той части городка, которая по-уличному называется «Уймой Локацкой», — собственно, это было большое село, описанное под названием «Белый хутор» в романе «Гремучие озера» талантливой украинской писательницы, которая так рано ушла из жизни, уроженки Уймы Маргарита Малиновской. Церковь в райцентре, во многом благодаря священнику (также уже покойному) Александру Войтюку, выстояла в годы атеистического шабаша. О батюшке у парафиян осталась добрая память. Но так Господь допускает, что разделились Его дети на разные патриархаты... Свято-Николаевская церковь принадлежит теперь Московскому патриархату, Свято-Преображенская — Киевскому. Однако что касается Локач, то люди часто не вникают в эти раздоры, а ходят в тот храм, куда ходили спокон веков и куда им ближе. Обе церкви небольшие.
Ныне в помещении, пристроенном к «девичьей» часовенке, слишком тесно. Новообразованная община Киевского патриархата поставила перед собой большую и сложную задачу: не восстановить, ибо это немыслимо, а построить новый храм, который и будет носить название Свято-Преображенского.
«В большие праздники люди стоят на дворе. Приходят православные не только из Локач, но и из соседних сел Крухиничи, Хоров, Козлов, Бермешей. Где же это видано, чтобы на Рождество люди мерзли на улице, не имея возможности послушать службу Божью на родном языке в своей святыне?» — говорят прихожане.
Они надеются на добрую волю и материальную поддержку людей, которым не безразлична духовность родного края.
P. S.Сейчас для будущего Свято-Преображенского храма в Локачах уже разработан проект. Пора покупать кирпич... Община просит сообщить счет для благотворительных переводов: р/с 26003237211001 в Локачинском отделении Нововолынского филиала КБ «Приватбанк», МФО 303406 код 21736627, с пометкой «Свято- Преображенский собор».