После разгрома Запорожской Сечи и всего украинства в Российской империи появляется, как писал Михаил Грушевский, «чрезвычайно талантливое» произведение на русском языке — «История русов». И, как отмечают современные львовские историки, «История русов» имела огромное влияние на дальнейшее формирование идеологии украинского национального движения». Автор этого острого политического трактата приложил немало усилий, чтобы остаться и до сегодняшнего дня неизвестным. До сих пор неизвестно точно время появления этого необычного произведения. Верхнюю границу можно принять, исходя из сообщений О. Кониского о том, что он видел рукопись «Истории русов» на бумаге с водяными знаками в 1809 году.
Во вступлении и в начале произведения таинственный автор довольно страстно ведет полемику с неизвестными польскими авторами (или автором) о происхождении Украины и казачества. Этим польским автором, вполне вероятно, мог быть Тадеуш Чацкий (1765— 1813 гг.), уроженец Волыни, польский ученый, деятель в области образования. В 1813 году он пишет произведение, которое называется: «О названии «Украина» и зарождении казачества». Значительная часть польских и украинских земель почти одновременно оказалась под властью Российской империи. Но, как пишет в своей истории Н. Полонская-Василенко, в 1807 году Александр I восстановил польскую администрацию в Польше, а школьные дела были переданы в управление самих поляков и, в частности, Т. Чацкого. Конечно, ничего подобного украинство в Российской империи не имело.
Но для украинской шляхты в эти времена возникла еще одна неприятность. Российская имперская геральдическая канцелярия где-то около 1800 года подвергла сомнению, что «здесь (в Украине) могли быть «настоящие дворяне». Прокатилась волна возмущения и протестов среди украинского дворянства, а активная его часть взялась собирать исторические документы, писать статьи, исследования о славных деяниях своих предков. Как пишет современный историк О. Субтельный, это происходило в 1801—1808 годах. Очевидно, что тогда заинтересованность собственной историей была массовым, если не поголовным явлением в украинском дворянстве. Вероятно, благодаря этим двум тогдашним общественным явлениям и появился такое произведение, как «История русов». Также очевидно, что антипольские настроения в украинской среде максимально обострились после 1807 года. Из этого вытекает: есть основания думать, что это знаменитое произведение было написано в 1807—1809 годах. 1809 год интересен тем, что тогда отмечалось 100 летие со дня Полтавской битвы, когда потерпело катастрофическое поражение все тогдашнее украинство в России. Поэтому автора «Истории русов» этот столетний юбилей победы России своеобразно «вдохновлял» закончить книгу к этой дате.
В ХХ веке несколько десятков лет своей жизни украинский историк Александр Оглоблин посвятил изучению «Истории русов», исследуя жизнь главных представителей тогдашней украинской элиты, ища среди них автора этого произведения. Это, в частности, отражено в его книгах «Люди старої України» и «Опанас Лобисевич», которые вышли в Мюнхене соответственно в 1959 и 1966 годах. А. Оглоблин, в частности, пришел к выводу, что «История русов» могла быть написана в среде новгород-сиверского кружка так называемых «автономистов». Хотя вполне возможно, что автор «Истории русов» специально придал своему произведению новгород-сиверские «признаки». Ведь при раскрытии авторства имперская администрация сделала бы все возможное, чтобы любыми способами подвергнуть репрессиям не только автора и его произведение, но весь его род и близких родственников и знакомых.
Поэтому автор «Истории русов» имел не только яркий литературно-драматический талант, но довольно большую смелость, чтобы выпустить произведение в свет. Больше всего этим двум причинам отвечает фигура Василия Капниста (1757—1823 гг.). По современным исследованиям, В. Капнист написал более 1200 поэтических и драматических произведений — сообщает писатель Евгений Руднев (журнал. «Слово і час» 2000, 4 с. 21). 1809 год в жизни В. Капниста интересен тем, что он начинает работать над переводом на тогдашний русский язык и писать комментарии, толкования к известному произведению «Слово о полку Игореве». Капнист работает над этим переводом до 1813 года. Интересно, что это произведение В. Капниста было опубликовано только в 1950 году! Еще одно интересное событие из жизни В. Капниста — со «Словом о полку Игореве» (или его первым вариантом) он встречается еще в 1787 году. Тогда императрица Екатерина II путешествовала по Украине, в Киеве посетила дом Василия Васильевича и за обедом спросила его, что он нынче пишет. В. Капнист сказал, что собирается переводить «Слово о полку Игореве».
Как пишет очевидец этого обеда: «Государыня одобрительно кивнула, а потом помрачнела и проговорила: «Пиши, братец, думай, но токмо без всяких там малороссийских штучек. Россия должна говорить на русском языке, изображать историю также следует умеючи, по-государственному... понеже ты пиит российский». Матушка-императрица наша ничего больше не сказала и сразу же ушла с обеда, из-за чего Василий так опечалился, что заболел назавтра и проболел почти неделю». — Журнал «Слово і час» (2000, 4, с. 23).
Почему только из-за одних слов императрицы, якобы обычного пожелания, наш герой проболел почти неделю, почему именно на этих словах своих Екатерина и закончила обед у В. Капниста?
Уже тогда, при Екатерине II, инициируемый очевидно ею, готовился проект «Слово о полку Игореве», который должен вынести на люди это произведение как древнерусский памятник, эпос. А поскольку Екатерина II увидела за этим обедом у В. Капниста, что произошел «вытек информации», к тому же довольно секретной, об этой государственнической фальшивке, а далее приближалась очередная русско-турецкая война и другие события. То есть чтобы не быть скомпрометированной, она остановила реализацию этого проекта. А именно «Слово в полку Игореве», как известно, вышло в свет только в ноябре 1800 года.
Поэтому Василий Капнист, закончив в 1809 году или немного раньше труд над «Историей русов», в том же году взялся «верноподданнически» прорабатывать «Слово о полку Игореве», чтобы таким образом отвести от себя подозрения тогдашней российской власти. В «Истории русов» отсутствует абсолютно вымышленный творцами «Слова» псевдобог Троян, который широко упоминается у них как известный дохристианский бог древних славян.
Будущие правдивые литературоведческие исследования произведений В. Капниста и «Истории русов», вполне возможно, подтвердят все наши догадки и выводы по данной проблеме.
СПРАВКА «Дня»
«История русов» — выдающееся историко-публицистическое произведение украинской национально-освободительной мысли начала ХІХ века, выдающийся «памятник самообороны нации» (Валерий Шевчук). Именно в «Истории Русов» впервые прозвучали исторически необходимые слова об отдельной, самостоятельной «нации малороссийской», об ее славной истории, решительно отличной от московской. Не случайно «Историей» зачитывался молодой Шевченко, ее уважали Михаил Максимович, Пантелеймон Кулиш, Николай Костомаров, Михаил Драгоманов, Александр Пушкин...
Впервые «История Русов» была напечатана только в 1846 году, сначала в «Чтениях общества Истории и Древностей Российских» (по инициативе известного историка Иосифа Бодянского), а впоследствии и отдельной книгой. Однако известно, что существуют многочисленные рукописные списки этого произведения, которые датированы 1809, 1814, 1817 годами.
Наиболее интригующей является, бесспорно, загадка авторства «Истории Русов». Исследователи (О. Лазаревский, М. Возняк, Д. Дорошенко, С. Ефремов, А. Оглоблин) называли разнообразные фамилии: Григория Полетики, его сына Василия, Александра Безбородько (образованный вельможа времен Екатерины II)... Кроме этого, упоминались фамилии князя Николая Репнина (версия Драгоманова), казацкого сотника Архипа Худорбы. Пушкин в свое время считал автором «Истории» архиепископа Георгия Кониского.
Врсия Тараса Дишканта — автором «Истории Русов» был поэт Василий Капнист — является действительно интересной и, бесспорно, также имеет право на существование.