Только что я имела честь принимать заграничных гостей — супругов из Аргентины, которые приехали в Украину не только встретиться с родственниками, но и ради того, чтобы собственными глазами посмотреть на изменения, которые происходят (или не происходят) на их «дорогой земле». Они покинули страну более шести десятилетий назад, в детском возрасте, вывезенные за границу родителями в конце Второй мировой войны. Пан Василий — юрист на пенсии, пани Галя (Рожанская) воспитывала детей, ждет внуков, а также уже чуть ли не половину своей жизни добросовестно, не жалея ни времени, ни сил, ни денег, принимает участие в судьбах арестанток различных национальностей и вероисповеданий, отбывающих срок в аргентинский женской тюрьме. Это ее обет как верующего человека.
В последний раз Галя и Василий были «дома» лет пять назад, еще во времена президента Кучмы. На их взгляд, за эти годы в Украине случилось много изменений к лучшему, и супруги неутомимо отыскивали это, иногда совсем неуловимое «лучше», любовались им, гордились и преувеличивали, закрывая глаза на все то, что отнюдь не изменилось. В общем, их отношение ко всему вокруг было диаметрально противоположным тому, какое присуще нашему обществу, — видеть и предполагать только наихудшее. Поэтому очень поучительно было общаться с гостями, показывать им Киев и смотреть на все вокруг их глазами.
Гости из Аргентины — верующие люди, греко-католики, но, как это часто случается в диаспоре, никогда не делали большого отличия между православием и греко-католицизмом — и одни и другие украинские церкви для них одинаково близки, а их прихожане заслуживают всяческого уважения. Поэтому в Киеве гости посетили немало церквей различных конфессий и юрисдикций. Так, с большим пиететом пошли в Киево-Печерскую лавру, приложились к мощам св. Владимира, пожертвовали на храм, поставили свечечки. Это было большое событие. Но больше всего поразил аргентинцев отстроенный Успенский собор — поразил до счастливых слез. Для них он является зримым символом прогресса Украины. «Ну подумайте, — снова и снова говорила пани Галя, — пять лет назад это была куча обломков на пустом месте, а сейчас — красавец-собор, который светится, как солнце». Отстояли службу, должным образом оценили хор. Одно только жалко — речь непонятная. Побывали также на службах во Владимирском и Свято-Михайловском соборах, и там пожертвовали на храм и даже учтиво поговорили с архиепископом — настоятелем собора («Какой ученый, с какими изысканными манерами!» — речь шла о владыке Димитрии).
Доброжелательность и заинтересованность гостей всем и всеми вокруг привлекали людей. Как-то они познакомились в поезде с супругами из Переяслав-Хмельницкого. А спустя некоторое время эти люди позвонили и пригласили аргентинцев к себе на обед. И что вы думаете? Василий и Галя взяли и поехали в Переяслав- Хмельницкий — «чтобы пообщаться и посмотреть, как живут люди в провинции». Вернулись поздно вечером (мы уже собирались звонить в милицию) переполненные впечатлениями: «Какие люди! Такие интеллигентные, так болеют за Украину! За бизнесом не гонятся — занимаются наукой!»
Но нельзя сказать, что аргентинцев везде принимали гостеприимно. В нескольких православных монастырских храмах, заподозрив — очевидно, по речи — «дух униатства», монахини отказывались даже слово сказать в ответ на вопросы. Или такой вот случай. Мы с нашими гостями были в Опере на заключительном спектакле сезона «Запорожец за Дунаем», недалеко от нас сидел православный священник (как потом выяснилось — из Греции!). В антракте пани Галя подошла, хотела познакомиться, попросить благословения. Однако сопровождающий священника молодой человек прямо спросил: «Униатка?», а потом чуть ли не силой потянул куда-то в сторону ничего не понимающего святого отца из Греции. В таких случаях гости не могли скрыть изумления и фрустрации.
А относительно оперы, музыки, то ее не только любят, но и хорошо знают наши гости из Южной Америки. К счастью, мы имели возможность попасть на заключительные спектакли Оперы и на несколько музыкальных концертов очень высокого класса — на «Киевские летние музыкальные вечера» в сказочном Царском парке. Гости воспринимали исполнение восторженно, эмоционально. Так, на фантастическом финале оперы «Запорожец за Дунаем» пан Василий плакал, а Галя охрипла от «Бра-а-а-виссимо!» Как ни странно, но они одобрительно восприняли даже «Фауста» в экстравагантной постановке Марио Корради. И везде Галя знакомилась с соседями, обменивалась с ними впечатлениями, так что на последнем концерте «Музыкальных вечеров» люди уже подходили здороваться. Кое-кто из русскоязычных киевлян даже пытался вставить в свою речь хотя бы одно-два украинских слова — чтобы быть более понятным землякам из Аргентины.
Приезжие побывали также на днепровском пляже. Это было ритуальное мероприятие — погрузиться «в святую воду Великой Реки», в которой 1000 лет назад состоялось крещение Киевской Руси, из которой вышли первые христиане. («Это уже потом украинцы разделились на конфессии!») Поэтому понятно, что заходить в воду Днепра можно, только перекрестившись.
В общем, интересовала и восхищала аргентинцев любая мелочь. Вот они увидели на Подоле доску, установленную в честь выступления в Киеве (ХIХ ст.) выдающегося музыканта и композитора Ференца Листа. Оказалось, что это любимый композитор Гали: «Как прекрасно, что в Киеве ему установили такую изысканную доску!» На выставке древних украинских икон в Государственном музее украинского искусства гости были поражены некоторыми старинными иконами, сюжеты которых присущи лишь украинцам, например, «Иисус-виноградарь».
Уезжали гости с намерением непременно вернуться. Паковать вещи оказалась сложным делом — сувениры, гостинцы, книги, корешки особенных украинских цветов, музыкальные записи. Особое значение придавалось сувенирам, связанным с последними президентскими выборами. Когда все было утрамбовано, оказалось, что забыли большой оранжевый календарь. Стали его складывать, чтобы уложить на дно саквояжа. Нужно было видеть, как осторожно сворачивала Галя этот календарь, как старалась сделать так, чтобы не перегнуть его на изображении Президента. Счастливого пути, земляки!