Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Уважение к вере

12 октября, 2006 - 19:07

Сегодня ми познакомим Читателя с человеком, который стал одним из самых известных и почитаемых румын в современном мире. Речь идет об ученом и писателе Мирче Элиаде — выдающемся историке религий, философе, авторе нескольких десятков книг, посвященных древним и современным религиям и мифам чуть ли не всех народов мира. Именно ему была посвящена недавняя международная конференция «История религий Европы и Азии» в Бухаресте, приуроченная к 20-летию со времени смерти ученого. Глубоконаучные и блестящие работы ученого в области религиеведения еще раз напоминают нам о том, что религия (любая) может и должна стать объектом беспристрастного научного исследования, тем более что наше время довольно-таки последовательно возвращается в «эпоху религиозных войн» и что с этим надо срочно что-то делать.

Мирча Элиаде (1907 — 1986) родился в Бухаресте. Его отец, родившийся в молдавской крестьянской семье, был военным. С ранней юности Элиаде отличался поразительными, от Бога, способностями: так, в тринадцать лет он написал и публиковал в научно-популярном журнале рассказ, посвященный «алхимической трансмутации свинца в золото», который получил первую национальную премию. Философией, Древним Востоком, а также историей религий Мирча увлекся еще в период учебы в лицее. Тогда же выучил французский, немецкий и латинский языки, к которым вскоре добавил итальянский, английский, иврит, фарси и санскрит. С юности его привлекают рациональные исследования сверхрационального «Нечто», а также — осмысление религиозного и мистического опыта человечества.

В 1925 году Элиаде поступил в Бухарестский университет. К этому моменту он уже опубликовал больше сотни статей по истории религий, восточным наукам и алхимии. А когда Мирче исполнилось 20 лет, один индийский магараджа предоставил ему стипендию для обучения в Индии. Так Мирча оказался в Калькуттском университете, где изучал санскрит и восточные философии, а также много путешествовал по индийским деревням и монастырям в Гималаях, общался с известными в стране гуру. В Индии Мирча Элиаде провел пять лет. Результатом стала блестящая книга «Йога свободы и бессмертия», главная идея которой состоит в том, что индуистские доктрины и практики — не экзотика или экстравагантность отсталой цивилизации, а полноценный сакральный мир, границы которого намного шире, нежели границы мировоззрений современного западного общества — ведь индусская традиция позволяет человеку переходить черту так называемой реальности. Элиаде всегда считал, что Традиция и мир Традиции — это не пройденный этап эволюции, а полноценная и богатейшая реальность.

Возвратившись в Бухарест, Элиаде стал преподавателем Бухарестского университета (читал курс лекций «Проблема дьявола в истории религий» и вел семинар «Разрыв причинности в средневековой буддийской логике»). Тогда же он создал международный журнал сравнительного религиоведения «Залмоксис» (Залмоксис — одно из божеств прародителей румын даков, описанное Геродотом.). В предвоенные годы, когда по Европе бродили фантомы коммунизма и фашизма, Элиаде был заключен в концентрационный лагерь — за свои политические взгляды (он был очень плохим политиком). В тюрьме ученый занялся своим делом — читал заключенным лекции по метафизике и религии, рассказывал о символизме библейских пророков, о тайном христианском учении и йоге. Через несколько месяцев Элиаде был освобожден — без каких-либо обвинений; вскоре его отправили в должности атташе за границу.

Эта поездка стала началом его международной научной карьеры — Элиаде обосновался в Париже, где вскоре был избран членом парижского Азиатского общества, читал лекции в Сорбонне, создал там румынский культурный центр. С 1957 года он преподавал в Чикагском университете, где до самой смерти был профессором кафедры Истории религий. Именно там Элиаде написал свои известные научные труды, основал журналы «История религий» и «Журнал Религии», был главным редактором «Энциклопедии религии». В тот период он стал доктором honoris causa (почетным) многих крупнейших университетов мира. Его труды «Запрещенный лес», «Священное и мирское», «Ностальгия по истокам» стали в научном мире бестселлерами. Интересно Мирча Элиаде определял значение «живого Бога»: Божество — это «нечто совсем другое», абсолютно и полностью отличное от всего: оно не похоже ни на человеческое, ни на космическое. Перед ним человек испытывает чувство собственной ничтожности, ощущает себя лишь какой-то тварью, «прахом и пеплом», как говорит библейский Авраам.

Благодаря работам и интуиции Элиаде, архаические аспекты культуры и особенно фольклор и творчество «экзотических народов» (африканцев, австралийцев, эскимосов и т.д.) были введены в общекультурный и научный контекст. Именно благодаря Элиаде такие термины как «инициация», «сакральное», «ностальгия по Истоку», «мифологическое Время» и т.д. стали привычными не только среди ученых. Но главная заслуга Элиаде состоит в том, что он, прекрасно знающий не только законченные и развитые религиозные учения (христианство, иудаизм, ислам, индуизм, буддизм), но также так называемые архаические культы, обобщил, систематизировал и придал научную форму тому многообразному и уникальному комплексу научных исследований,. который получил название «История религий».

Одной из последних работ Элиаде была трехтомная «История религиозных идей», охватывающая период от каменного века до Реформации. Элиаде намеревался завершить этот труд современным разделом, однако не успел — смерть помешали ему закончить задуманное. Мирча Элиаде умер в Чикаго в возрасте 79 лет.

Кроме научных работ, Элиаде является автором многих фантастических произведений, которые так или иначе связаны с идеей «иного» мира, скрытого за повседневной действительностью человека» — это философские романы «Свет гаснет», «Бенгальская ночь», «Хулиганы», «Свадьба на небесах» и др., которыми зачитываются интеллектуалы. (Работы Элиаде переведены на 18 языков мира.)

Как в научных, так и в художественных книгах, Элиаде расценивал ход исторического процесса резко отрицательно — считал его инволюцией, а не прогрессом. А в качестве позитивного полюса, благодаря которому мир вообще еще существует, в учении Элиаде выступает Традиция (религиозная), пренебрегающая ходом, временем «и террором истории».

Во всем, что написал Мирча Элиаде, проявляется его глубокое уважение ко всем религиям человечества, в том числе и к так называемым «культам» (африканским, Восточной Сибири, островов Полинезии, аборигенов Австралии, Монголии). Все они воспринимались ученым как носители «сакрального» — священного; другими словами — как противовес мирскому, обыденному, «профанному». Любая искренняя вера была для Элиаде священной — как противостояние энтропии.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ