На прошлой неделе у меня была уникальная возможность побывать в одном из киевских католических женских монастырей — монастыре Кармелиток, фактически закрытом для доступа мирян.
Монашеская жизнь, как известно, — неотъемлемая часть бытия таких церквей, как Православная, Греко-католическая, католическая, Армянская и некоторые другие. Корни монастырского уклада уходят в раннее христианство, а в Киевской Руси первые пустынники появились еще до 988 года. Современная статистика фиксирует спад интереса к монашеству как в католицизме, так и в православии. Монастыри, однако, продолжают удерживать свои исторические позиции и в рационально-техногенно-скептическом ХХІ веке, что объясняется, очевидно, не только церковной традицией или церковными нуждами, но и склонностью определенного типа людей к уединению, желанием отгородиться от шумного и греховного мира, ежедневной суеты.
Орден Кармелитов был основан еще в 1156 году на святой земле Палестины во время Крестовых походов; название его происходит от названия холма в Палестине, где первые кармелиты построили себе часовню. Позже монастыри ордена распространились по свету, а в 1452 году было организовано женское сообщество «босоногих кармелиток». (Современные кармелитки в любую погоду и время года носят сандалии на босую ногу). Сегодня насчитывается около 5 тысяч членов ордена. В Украине есть два женских монастыря — в Харькове (15 монахинь) и в Киеве, в ближайшее время будет открыт в Закарпатье. Главная и единственная миссия украинских кармелиток — непрерывные молитвы за спасение всех людей, людей своей страны, а также — за единство христианства в Украине (эта чисто молитвенная миссия весьма напоминает православный идеал монастырской жизни).
До реформирования Католической церкви устав кармелиток был очень суровым — они никого не принимали, строго ограничивали себя в еде, истощали себя молитвами. Сейчас устав стал несколько мягче, однако, как мы узнали, киевские кармелитки живут в основном тем, что сами выращивают в огороде, не едят мяса, никогда не выходят за ворота обители, а с нечастыми посетителями разговаривают через двойные решетки.
Обитель Кармелиток находится на окраине Киева и за пределами церковных кругов и жителей того района мало кому известна. Итак, в один погожий весенний день мы, три женщины, предварительно получив по телефону согласие, подъехали к небольшому и скромному, но красивому домику с крестом на крыше. Через микрофон нам дали разрешение войти в приемную, очень просто меблированную — стол, стулья, шкаф, раковина. Еще было там непонятного назначения оборудование — двойная решетка над низкой стенкой, отделявшая нас от соседней комнаты, и устройство в той же стене, которое можно было вращать вокруг вертикальной оси. Вскоре за решеткой раздвинулась непрозрачная штора и нас приветствовала — через решетку — сестра Мария, попросив подождать, пока настоятельница мать Юлиана не закончит работу в огороде.
Мы, конечно, воспользовались случаем поговорить с сестрой Марией, молодой привлекательной улыбчивой женщиной, речь которой выдавала ее интеллигентность. И действительно — несколько лет назад она закончила Финансово-экономический институт. Сестра рассказала, что в обители живет 13 монахинь — 5 полячек и 8 украинок; почти у всех высшее образование. На вопрос, не бывает ли каких-то этнических недоразумений, сестра пожала плечами: «Почему они должны быть? Мы все посвятили себя одному делу».
Игуменья все не приходила, и нам позволили зайти в небольшой домовой, светлый и украшенный цветами храм; он имел ту особенность, что вместо одной из его боковых стен стояла решетка с плотным занавесом. Через него звучало нежное гармоничное, будто ангельское, пение — там молились и пели невидимые монахини, отделенные, как всегда, от мирян, приходящих в церковь на службу.
Мать Юлиана — немолодая и очень приветливая женщина — поделилась с нами проблемой. К ним часто приходят за помощью голодные, больные, среди них немало нелегалов- иммигрантов. А монастырь — из-за административного бюрократизма — не может иметь в своем распоряжении хоть небольшие запасы лекарств или одежды. К тому же это не предусмотрено и уставом ордена — благотворительностью занимаются другие киевские католические монастыри. А люди идут. И кармелитки часто отдают голодным собственный обед; еда подается монахиней через упомянутое мной устройство — круглую полку, вращающуюся вокруг оси; посуду гости обычно моют сами в раковине.
Я поинтересовалась, есть ли в монастыре библиотека, позволено ли монахиням читать светскую литературу. (Почему- то вспомнился св. Иероним из IV столетия, уединившийся в Сирийской пустыне. Он страдал там не от отсутствия роскоши, вкусной еды, общества друзей и красивых женщин, а от того, что не имел возможности наслаждаться произведениями античных писателей, чтение которых считал большим грехом). Мать Юлиана объяснила, что в уставе нет такого запрета, однако: «Все наши сестры имеют хорошее образование, знакомы со светским культурным наследием. Сейчас им нужны совсем другие книги — молитвенники, церковные произведения». А вскоре выяснилось, что мать Юлиана, полячка, неплохо знакома — по-видимому еще с молодых светских лет — с польской классической литературой и что мы одинаково любим исторические романы Сенкевича, особенно «Quo vadis». В общем, в стреча получилась интересная, хотя меня все время смущало и даже нервировало общение через двойную решетку. Иной способ, однако, не возможен даже для близких родственников, приезжающих навестить сестер.
Когда я ехала домой по весеннему язычески-буйному Киеву, я все думала о том, какое это странное существо — человек, какие необычные жизненные пути он иногда себе выбирает! Нам, светским людям, трудно это понять. Впрочем, разве каждый из нас не сооружает вокруг себя какие-то решетки, чтобы отгородиться от реалий мира? Прощаясь, я спросила у сестры Марии, не является подобный образ жизни насилием над той натурой, которую все мы получили от Творца? Она спокойно уверенно ответила: «Насилие? Это Дар Божий!»