В конце прошлой недели в Киевском музее русского искусства открылась выставка под названием «Мир православной иконы». Здесь экспонировались иконы из частных собраний почитателей этого вида искусства, которое сочетает в себе сакральные измерения и чисто земную красоту. Красоту, без которой мы, грешные, по-видимому, меньше ощущали бы то, под чем понимают духовность. И что бы там не писали и доказывали богословы, икона имеет две ипостаси — культовую и художественную, является частью церковной обрядности и одновременно — живописной картиной, которая волнует души не только своим содержанием и назначением, но и эстетикой. Не напрасно все светское искусство имеет сакральные корни.
Организаторы выставки — Киевский музей русского искусства и Антикварный салон «Дукат» — издали красивый, богато оформленный Каталог «Світ православної ікони» с очень высоким качеством иллюстраций. В своих выступлениях специалисты подчеркивали, что реставрация, определение времени создания, авторства и ценности экспонатов, — очень сложное дело, которое требует много знаний и интуиции. И она еще далеко не закончена. Говорилось также о том, что иконы как произведения православного искусства могут быть предметом созерцания и восхищения только и исключительно на подобных выставках, а не в храмах. (Кстати, в католических храмах западных стран, которые украшены картинами и скульптурами великих художников, посетителям создаются все условия, в том числе должное освещение, для того, чтобы полюбоваться шедеврами — между богослужениями.) К великому сожалению, представленная в Каталоге информация мало касается стиля той или иной эпохи, особенностей манеры иконописца, исторически-художественного фона. Не представлены также «истории», «путешествия во времени», то есть копирования икон. Зато превалирует пересказ Библейских сюжетов.
На выставке были представлены более 70 русских, болгарских, греческих и украинских икон ХV—XX вв., которые вместе составили яркую мозаику периодов, стилей, национальных и региональных особенностей, композиций и сюжетов на темы Святого Писания. Большая часть икон — русские, среди которых можно было увидеть образцы различных школ. Особый интерес вызвали работы иконописцев-старообрядцев, которые всегда строго следовали древним, еще до реформ патриарха Никона (1656), иконописным традициям русской иконы. Представлено, в частности, «Распятие со святыми» — модерновая робота, в которой художественно сочетается жесткая традиционность и современная автору (ХIХ) эстетика.
Всматриваясь в русские иконы, поневоле сравниваешь их с живописными полотнами западного искусства на те же сюжеты и того же времени, скажем, ХVI в. Почему такая разница? Почему тогда, когда в Западной Европе расцветало Возрождение, которое сочетало земное и небесное, Восток довольствовался бесконечным повторением (согласно обязательным каноническим типам икон) тех же самых сюжетов, форм, красок и очень мало интересовался как анатомией созданного Богом человека, так и бесконечно разнообразной природой вокруг нас — также созданием Божьим. Разве можно сравнить картину, скажем, «Вознесение» Эль Греко с «Огненным восхождением Пророка Ильи» того же XVI в., представленным на выставке? Дело даже не в талантах: это разные миры, представители которых видят все вокруг разными глазами. Но подобные вопросы могут задавать только дилетанты — у искусствоведов и историков на них есть научно выверенные ответы. Ведь и наскальные рисунки, сделанные первобытным человеком, поражают художественным вкусом и экспрессией.
Художественный уровень представленных на выставке немногочисленных греческих икон ты поневоле — хочешь или не хочешь — сравниваешь с античным (языческим) древнегреческим искусством (так же, как, бывая в Греции, сравниваешь православную архитектуру греков с античной). Это вещи, которые невозможно даже сравнивать. Не знаю, как кому, а мне всегда грустно думать о той пропасти, которую христианство вырыло между античным и православным искусством Греции, — христианство полностью отказалось от своего великого наследия, пошло «своим путем».
Немного неудобно говорить, но на выставке «Мир православной иконы» мне больше всего понравились украинские иконы ХVIII в. Несмотря на то, что, по мнению составителей Каталога, в этих иконах «заметна утрата художественного языка» (имеется в виду, по-видимому, отсутствие шаблонов и регламентаций, введенных VII Вселенским собором в VIII в.). Для меня главным является то, что это талантливые групповые портреты наших земляков ХVIII века на фоне хорошо выписанных сакральных сюжетов. Радостно было видеть этих людей (православных и, подозреваю, — греко-католиков), например, «Под омофором Богородицы» — разные характеры, выразительные лица и фигуры, глаза смотрят на зрителя — через века. Понравилась также икона (скорее портрет) cвятого Николая (ХVIII в., Черниговщина) — старый человек с добрым светлым лицом, облаченный в пышные сакральные одежды (одна епитрахиль чего стоит!). Очень художественно сделан (в стиле молодого романтизма) акцент на одной из миссий св. Николая — спасении на водах. Это два драматических сюжета, связанные с аварией на море.
Вспомню еще «Успение и коронование Богородицы» (ХVIII в., Буковина) — двухъярусную икону; в небесном ярусе мы видим коронацию Марии, а внизу изображены почтительные фигуры апостолов (безусловно, написаных с натуры земляков иконописца), которые оплакивают Матерь Божью.
Итак, частные коллекции, а также опыт их представления публике у нас уже есть. Со временем такие выставки должны стать постоянной чертой общественной жизни — в этом заинтересованы не только почитатели искусства, но и владельцы коллекций (зачем иначе вкладывать столько денег в картины, иконы, скульптуры и др.?). Будем надеяться, что — не сейчас, конечно, а через три-четыре поколения — наследники и продолжатели нынешних начинающих коллекционеров пойдут путем тех выдающихся людей прошлого, которые дарили свои бесценные собрания музеям, родному городу, своей стране. Дарили коллекции, которые теперь носят их имя.
Один из выступающих на презентации выставки «Мир православных икон» сказал: «Тот, кто собирает марки, — собирает марки; тот, кто собирает монеты, — собирает монеты. А тот, кто собирает иконы, — познает душу народа».