Род Достоевских упоминается в различных источниках уже в XVI веке. Его родоначальник — боярин Даниил Иванович Иртищ/Ртищиц — по-видимому, выходец из русского рода Ртищевых. По документам, 6 октября 1506 года Даниил Иванович получил в наследственные владения деревню Достоево на Пинщине в белорусском Полесье. Отсюда, как нетрудно догадаться, и фамилия Достоевских. А эта дата и приобретение новой фамилии, которая достойно прославила славянский мир, стали точкой отсчета начала становления рода Достоевских, 500-летие которого мы отмечаем ныне. Следовательно, начало рода Достоевских — Россия, Беларусь... А затем представители рода уже проживают на Западной Волыни (Владимир-Волынский и Ковельский уезды), а впоследствии — на Подолье. Отец писателя, Михаил Андреевич, оказавшись в Москве (закончил Медико-хирургическую академию), замыкал трехсотлетний круг передвижения Достоевских. Родословие Федора Михайловича Достоевского привлекает к себе не только как еще не раскрытая тайна, но и как возможность прикоснуться к глубинным источникам его таланта, своеобразию творческой личности гения. Но эта тайна погружена в прошлое, которое для нас часто остается грубой и упрощенной исторической схемой, лишенной индивидуального человеческого бытия. И чтобы воспроизвести живую плоть жизни прошедших времен, кроме решающих фактов и событий, немаловажное значение имеют сопутствующие им так называемые исторические подробности. Будем следовать этому принципу, потому что без таких существенных деталей мы не передадим конкретики жизни и духа той эпохи, где начинало разветвляться родословное дерево рода Достоевских.
Исследователи рода Достоевских подчеркивают, что в настоящее время протянуть единую семейную линию от самого писателя до основателя рода, Даниила Ртищица, не представляется возможным. Причина этой трудности — весьма ограниченное количество и качество документов, по которым можно было бы установить неизвестные доныне промежуточные звенья родословия Достоевских. Систематизированный свод всех пока что доступных документов о происхождении рода писателя осуществил Игорь Волгин в книге «Родиться в России» (М., 1991). Исследователь с горечью замечает: «Ирония судьбы такая, что, зная имена предков Достоевского, живших в XVI и XVII веках, мы не имеем ни малейшего понятия об его ближайших (по времени) родственниках: век XVIII... представляет собой в этом отношении сплошной провал».
Но не все так безнадежно, как может казаться на первый взгляд. Известно, например, что у Даниила Ивановича было четыре сына и самый младший из них — Федор Иванович. Мы называем именно его, потому что в 1570-х годах возле Владимира- Волынского проживал известный здесь Федор Иванович Достоевский (что это именно он, свидетельствуют документы, в которых указано его происхождение — «землянин Пинского уезда»). Не менее важно и то, что, по документам, Федор Иванович — «уполномоченный приятель» Андрея Михайловича Курбского (1528 — 1583), боярина и князя, который в 1564 году убегал в Литву, боясь гнева тирана Ивана Грозного за свою близость к казненным царем боярам.
По Люблинской унии 1569 года Литовское княжество объединилось с Польшей в Речь Посполиту, то есть республику. Почему же Федор Иванович оказался на Волыни? Это произошло скорее всего из-за того, что его жена Зофья Яновна — богатая наследница — не смогла отстоять право на наследство в судебной волоките с ее родственником Мацеем Войтеховичем. Претендент выиграл дело (возможно, подкупив судей), и жена оказалась «бесприданницей».
Федору Ивановичу в наследие также ничего не досталось: родительское имущество перешло к его старшему брату Сасину. Для обеднелого шляхтича остался единственный законный и благородный способ добыть средства для жизни — поступить на военную службу. Вот почему уже в 1565 году Ф. И. Достоевский значится в списках польской армии. Но следовало думать и о будущем, которого военная служба не могла гарантировать. Поэтому, вероятно, главнейшая причина переезда на Волынь — поиски неимущим шляхтичем могущественного покровителя, к которому можно было бы поступить на службу. И таким образом иметь защиту и соответствующее вознаграждение — материальную основу жизни. Такого сюзерена (верховного обладателя округи) и нашел Ф. И. Достоевский в лице Курбского. Отношения «сюзерен — вассал» — обычная практика того времени. Главные имения Курбского были на Волыни, недалеко от Ковеля. В это жестокое время переезд Федора Ивановича с Пинщины на Волынь был целиком обоснованным. Быть ближе к своему защитнику, а еще лучше — стать его «приятелем» (что и произошло), — понятное поведение таких, как Ф. И. Достоевский. О таких отношениях свидетельствуют дальнейшие события.
В 1572 году Федор Иванович уже не только «приятель», но и «адвокат» Курбского. Как сообщает Николай Иванович Теодорович (1856 — 1914?) — исследователь истории Волыни, адвокат Достоевский во Владимире-Волынском выиграл судебный процесс против князя Дмитрия Курцевича-Пулиги. Последний в состоянии пьяной несдержанности «со звериным неистовством» убил преданного соратника Курбского — управителя его имений Ивана Ивановича Келемета. Как установил Николай Теодорович, «Курбский появился лично в правительстве Владимирского с адвокатом своим Федором Достоевским» (Теодорович Н. И. Волынь в описании городов. Местечек и сел. — Т. V. Ковельский уезд. — Почаев, 1903. — С. 155). Вероятно, предлогом к расправе и был независимый характер Келемета, его неучтивое отношение к некоторым представителям сильных (но не всегда умных) мира сего. Келемет, верный вассал Курбского, не признавал над собой королевской власти. Ее представителям он надменно заявлял: «Я королю не служу, а служу я князю, своему господину». И такое он заявлял в те жестокие времена? К самому королю такое презрительное отношение? Что уже говорить о каком-то там местном князьке, задиристом и тщеславном обладателе человеческих душ. Для таких туземных вельмож человек, а тем более непокорный — не больше чем надоедливая муха, которую и пришлепнуть ничего не стоит. Гонор свой — прежде всего и выше всего. Неуважение к тщеславному лицу — потрясение земных устоев. Этого, очевидно, и не смог стерпеть буйный Курцевич- Булига. Вспомните, что до своего побега из России вместе с Курбским Келемет не покорился даже самому Ивану Грозному. Можно думать, что Келемет, кроме всего прочего, был человеком прямым и бесстрашным. После его смерти село Секунь Ковельского уезда, согласно желанию Курбского, перешло к Михаилу — двоюродному брату убитого Ивана Келемета. Как сообщает Николай Теодорович, Михаил Якович Келемет — «казначей Курбского» был женат на Екатерине — «дочери Матиса Трошковского, войта Ковельского». В 1589 году Михаил Келемет завещал имение Секунь своей единственной дочери Анне.
Игорь Волгин считает, что с 1664 года село Секунь — уже имение Достоевских. Но факты, называемые Николаем Теодоровичем, вынуждают уточнить это утверждение. Копной суд сельской общины 13 августа 1664 года рассматривал дело, суть которого в том, что крестьяне села Секунь, принадлежащего уже «дворянину Достоевскому», силой захватили урожай и скот у крестьян соседнего села Буцинь. С этого факта можно сделать заключение: село Секунь принадлежало Достоевскому еще до 1664 года. Но кто был тот Достоевский? Русский исследователь Николай Чулков высказал предположение, что сын Федора Ивановича вступил в брак Анной Келемет. Если принять эту версию, становится понятным, почему село Секунь стало имением Достоевских.
Ведь тяжело допустить, что наследие Анны могло перейти во владение Достоевских каким-то иным образом. И главный аргумент заключается в том, что отношения Келеметов и Достоевских были более чем просто дружескими. Игорь Волгин считает, что вступить в брак могли и более поздние потомки Федора Ивановича и Келеметов. И они породнились между собой, по мнению исследователя, «в память об их общем благодетеле — князе Курбском (а также ради собственной пользы...)». Оказывается, что и «пользу» не надо сбрасывать со счета. Такой жизненно необходимой пользой могла стать защита общих интересов.
Какая же дальнейшая судьба рода Достоевских на Волыни? Уже в 80 — 90 годах прошлого века было известно, что дед писателя, Андрей, прибыл (неизвестно откуда!) на околицы города Брацлава на Подолье. Оставались неизвестными место его рождения, имя отца и социальный статус семьи. В 1781 году граф Викентий Потоцкий обращается к киевскому униатскому митрополиту с письмом-рекомендацией утвердить в селе Войтовка на Брацлавщине нового священника. Это было единственное упоминание имени Андрея Достоевского в документах.
Но в последнее время состоялся, можно сказать, прорыв в выявлении информации о ближайших предках писателя. И осуществил этот прорыв российский исследователь Николай Богданов. Как свидетельствуют недавно найденные документы, дед писателя Андрей Достоевский родился приблизительно в 1756 году в семье польского мелкого шляхтича Григория Достоевского. То есть оказывается, что дед писателя Андрей Григорьевич, а не Михайлович. Местом его рождения является село Клечковичи (так в документах), а точнее — Кличковичи Ковельского уезда (нынче Турийского района). Этот сенсационный для волынян факт установил Николай Богданов.
И напоследок следует сказать, что с позиции генезиса родословия гения мировой литературы Федор Михайлович Достоевский принадлежит не только русскому, но и украинскому и белорусскому народам — всем восточным славянам. Так сложилось исторически, и эту объективную реальность нужно не только признавать, но и гордиться ею, увековечивать ее в духовном мире славянства.