Не буду интриговать читателя этим немного загадочным названием материала. Высказывание «Бриллиант в пепле» принадлежит Валерию Шевчуку, лауреату Шевченковской премии, нашему братчику, который еще в далеком 1985 году так назвал свое оригинальное исследование-эссе о Данииле Братковском, «человеке ученом, поэте прекрасном» (Самийло Величко). А настоящее авторство символа принадлежит Григорию Сковороде, который любил его использовать. В древности считалось, что при особенном воздействии солнечных лучей серый пепел может превращаться в драгоценный камень. Такой мерой можно оценить и творчество, мужественный подвиг этой личности — Даниила Братковского.
Его жизнь тесно связана с деятельностью Луцкого Крестовоздвиженского Братства. Созданное в далеком 1617 году как Братство милосердия, оно стремительно переросло свой статус и стало на Волыни центром религиозной, общественной жизни, стойким защитником православия, которое в результате польско-католической экспансии оказалось на грани уничтожения. Поэтому первым шагом братчиков стало строительство своей церкви, монастыря, где впоследствии действовали Братская школа, госпиталь, приют для немощных, типография. Такая активность Братства не на шутку обеспокоила власть, католическое духовенство, нередко, как свидетельствуют документы, здесь проливалась кровь, происходили нападения, кражи, к польскому королю шли жалобы на деятельность «секты».
ДАНИИЛА БРАТКОВСКОГО ИЗОБРАЖАЮТ НА ПОРТРЕТАХ ТАК, КАК ИЗОБРАЖАЮТ СВЯТЫХ, И ЭТО АБСОЛЮТНО СПРАВЕДЛИВО / ФОТО С САЙТА ARTS.IN.UA
Но, несмотря ни на что, «секта» крепко и все увереннее становилась на ноги, крепла количественно, качественно и материально. Тревога за православие, национальные ценности объединила людей с достатком и простолюдинов (вот сегодня бы так!). Среди членов Братства — шляхтичи и князья, священнослужители и простые прихожане, даже депутат польского сейма Лаврентий Древинский. В условиях тотального гнета власти и ее Церкви, когда много знати и простолюдинов предавали родную веру и язык, быть братчиком было нелегко.
Неизвестно, кто привел Даниила Братковского в Братство. Возможно, его отец, который в какой-то период был старшим братчиком, возможно кто-то другой. Не так это важно. Но то, что он, украинский шляхтич, «человек ученый, поэт, святого благочестия нерушимый блюститель» (Самийло Величко), который мог выбрать совсем другую судьбу и беззаботную жизнь, стал на опасный путь борьбы за веру, права простолюдина-украинца и не сошел с него до самой Голгофы, свидетельствует о его глубоких убеждениях. Они и привели его к луцким братчикам, а затем в ряды мятежного казацкого полковника Семена Палия.
ГЕТМАН ИВАН МАЗЕПА, ОПАСАЯСЬ СПРОВОЦИРОВАТЬ ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ РОССИИ И ПОЛЬШИ, НЕ ПОДДЕРЖАЛ БРАТКОВСКОГО И ПАЛИЯ
Основная часть активности Д. Братковского как защитника православия, прав трудового люда приходится на время действия Андрусовского договора, который по Днепру рассек тело Украины пополам из-за предательства России. В 1667 году она растоптала переяславские статьи вопреки договоренностям с Украиной и отдала Польше наше Правобережье. Борьба против польского, турецкого гнета и превратила этот край в руину. Даниил Братковский — не молчаливый наблюдатель страданий народа. Его многочисленные обращения к властям предержащим в Варшаве имеют нулевой результат. Вызрел замысел — изложить свои наблюдения и выводы в книге.
Таким образом в 1697 году в Кракове выходит сборник его стихов-фрашек «Мир, по частям рассмотренный» неслыханным на то время тиражом в четыре тысячи экземпляров. Но выкупил автор только 100 экземпляров, на остальных не было денег. Он учитывал польскую цензуру, поэтому общественно-политическая сатира была искусно завуалирована. Целью автора было романтичное желание привлечь внимание короля и знати к проблемам трудового люда. Он даже посвятил сборник королевской милости. Глубоким было разочарование автора: на его книгу власть не отреагировала.
ФАСТОВСКИЙ ПОЛКОВНИК СЕМЕН ПАЛИЙ, ЕДИНОМЫШЛЕННИК И ДУХОВНЫЙ ПОБРАТИМ ДАНИИЛА БРАТКОВСКОГО / ФОТО С САЙТА RU.WIKIPEDIA.ORG
Не в характере Даниила Братковского отступать. Он идет на встречу с могучим гетманом Левобережья И. Мазепой. С ним он был давно знаком, поскольку летописец Самийло Величко называет его «конфидентом» (доверенным лицом) Мазепы. Деталей беседы мы не знаем, но, очевидно, содержанием ее была просьба о помощи в освобождении Правобережья от польского ига. Гетман на это не пошел, поскольку это означало бы войну России с Польшей.
И тогда Д. Братковский предпринимает решительный шаг. Он присоединяется к восставшему фастовскому казацкому полковнику Семену Палию. В штабе восставших ему, как человеку самому образованному, поручают написать воззвание ко всей правобережной людности с призывом к восстанию. Получился документ большой силы. С ним и письмами Д. Братковский, переодевшись в простую крестьянскую одежду, пробирается на Волынь. Однако по дороге его задерживают, узнают, находят воззвание и заключают в каземат Луцкого замка.
Д. Братковского подвергали пыткам. О своих отношениях с Палием и Самусем он откровенно признался, но веры не предавал, тайны не выдал. Будучи уже человеком в летах, он выдержал первую ступень пыток из трех и обессилел. Военный суд приговорил его к казни, хотя относительно шляхтича эту меру наказания суд не имел права применять. В предсмертном завещании Д. Братковский распределяет имущество, завещает своим сыновьям и дочерям «держаться той веры, за которую умирает».
26 ноября 1702 года на площади Рынок, которая рядом с Братством, при луцком многолюдье палач осуществил свою кровавую работу: «посеред ринку луцького, через ката за сім разів мордерсько зістав стятий», — записал Самийло Величко. А завещал Даниил Братковский похоронить себя в крипте Братской Крестовоздвиженской церкви, как и другие известные первые братчики.
Вот какой пролог к теме о великом и святом человеке, великомученике, поэте и патриоте, ценном самородке жестокого, кровавого XVII века.
Долгое время взблеск этого «бриллианта» прятал политический налет, но изредка он, его лучи прорывались сквозь наслоение. М. Драгоманов в ХІХ веке назвал его имя среди героев украинского народа, на примере которого нужно воспитывать молодежь. Д. Братковский стал главным героем пьесы М. Старицкого «Последняя ночь» (1899 г.). Через год в переводе В. Доманицкого появляется несколько поэзий Д. Братковского и исследование В. Липинского о нем. Затем — долгое забвение. Взблеск «бриллианта» снова произойдет в 80-е годы прошлого века в нескольких изданиях. Это, в частности, публикации В. Шевчука, поэма Д. Кулиняка. И снова долгое забвение.
В школьных учебниках имя Д. Братковского отсутствует, в УСЭ о нем — несколько строк.
Причины для этого были. Хотя Польша считала поэта польскоязычным (книга его была издана на старопольском языке), жил и действовал он на землях, которые она считала своими, но был украинским патриотом, защитником православия, за что принял мученическую смерть от польского суда. Для Украины он был польскоязычным. С его творчеством и деятельностью был знаком небольшой круг украинской интеллигенции, читателей. Были, как уже отмечалось, переведены только несколько стихотворений. Коммунистической идеологии Д. Братковский тоже не был выгоден — пламенный борец за веру. Очевидно, даже 300-летие со дня его казни (дата, год рождения неизвестны) прошло бы незамеченным. Независимой Украине было не до того.
Но, несмотря ни на что, покрытый порохом забвения «бриллиант» заиграл яркими гранями, получил вторую жизнь. Первопричиной стало возрождение в 1990 году Братства, к которому когда-то принадлежал Д. Братковский. Оно стало носить другое название — Волынское краевое братство св. ап. Андрея Первозванного (Луцкое Крестовоздвиженское), которое и стало его правопреемником, продолжателем предшественника. Становление его происходило нелегко. Государство для его развития не дало ни копейки. Но, несмотря ни на что, было доказано: если есть воля, желание, то и на местном уровне можно сделать немало. Сегодня имя Д. Братковского известно в Украине, особенно на Волыни, молодому поколению, как и деятельность Братства.
А началось все с желания глубже изучить историю Братства, ведь она такая древняя и интересная, эта частица истории Волыни, Украины. Время показало, что это был правильный путь, что мы взялись за главное звено исторической цепи. Ею был «Помянник», который велся с 1618 года, как реестр братчиков. Но как утверждали исследователи, он уже давно потерян. И все же он нашелся в фондах Национальной библиотеки им. В.И. Вернадского, где он значился под другим названием. Его изучили, дополнили и к 2000-летию Рождества Христова переиздали. Для исследователя очень интересная книга.
Напротив имени Даниила Братковского в нем значится: «невинно от ляхов страцон. Р.1702». Память Даниила Братковского накануне 300-летия казни почтили совместной научно-теоретической конференцией в Луцке Национальная библиотека им. В.И. Вернадского, Институт литературы им. Т.Г. Шевченко, Волынский краеведческий музей, Братство. Материалы конференции вошли в сборник «Даниил Братковский — поэт и гражданин». Поисковые работы привели в ту же Национальную библиотеку, где хранится несколько оригиналов книги автора. Со стороны руководства библиотеки и Братства было достигнуто полное понимание: факсимильное издание с параллельным текстом перевода на украинский язык крайне необходимо. Ведь полного перевода поэзий Д. Братковского не существует. Его взялся выполнить Валерий Шевчук. Содействие получили в лице директора Института литературы им. Т.Г. Шевченко, академика, тогдашнего народного депутата Украины Николая Жулинского, тоже нашего братчика, от Генерального консула Республики Польша в Луцке, Волынского краеведческого музея.
Но собственных средств Братство не имело. Ни одной гривны. За два года председатель Братства сделал больше тысячи личных обращений к людям разных должностей, достатка, возраста, национальности, веры, образования. Так почти вся нужная сумма была собрана.
И вот со вступительным словом Н. Жулинского, предисловием, текстом оригинала и параллельным переводом стихотворений на украинский язык В. Шевчука, с научными статьями исследователей и ученых, поименным списком жертвователей в 2004 году в областной типографии впервые увидело свет уникальное издание . Это стало заметным событием в культурной жизни Украины, Польши, его положительно оценили ученые, писатели, читатели.
Две презентации в Киеве — в Национальной библиотеке, Доме НСПУ, несколько на Волыни. Книга Д. Братковского в библиотеках Волыни, областных центрах Украины во многих странах зарубежья, в т.ч. США, Канаде. Впоследствии — фильм «Волынская Голгофа Братковского» (сценарий автора этого материала), горельеф и мемориальная доска у места казни поэта.
А полтора года назад удалось осуществить, казалось бы, невыполнимое: в старом монастырском доме, где когда-то размещалось Крестовоздвиженске братство, бывал Д. Братковский, открылся Музей истории Луцкого братства ХVII—ХХI ст.. Рассказывать как он вырастал буквально из руин, без единой копейки государственных средств — долгое дело. А теперь это — пять комнат, где размещены экспонаты, касающиеся истории Братства, из фондов Волынского краеведческого музея и собранные и приобретенные автором этого материала. А еще не так давно городской совет на эти комнаты давал людям ордера. Люди отказывались, хотя жилищная проблема для них была острой. В этих руинах были только стены и потолок, не было водопровода, отопления, канализации. Сейчас все это есть, музей имеет современный вид. Здесь за короткое время побывали известные люди — Е. Сверстюк, Л. Лукьяненко, патриарх Филарет, Н. Жулинский, А. Скипальский, туристы из зарубежья, городов Украины. Их записи в книге отзывов — лучшая аттестация молодого музея. Центральный зал украсило монументальное полотно талантливого волынского художника А. Дишко «Последний путь Даниила Братковского». Есть здесь копия 1:1 оригинала книги поэта, подаренная музею Национальной библиотекой им. В.И. Вернадского, много других интересных экспонатов. После долгой бюрократической волокиты в конце декабря прошлого года областной совет принял решение: сделать музей отделом Волынского краеведческого музея. Заведующей стала Елена Бирюлина — мой ближайший помощник и глубоко профессиональный знаток истории Средневековья, в т.ч. Братства. Этот тандем и был главным мотором дел.
А полгода назад состоялось открытие еще одного объекта старины — Братского некрополя. Этот замысел не давал мне покоя («словно гвоздь в сердце вбитый») еще с 1997 года, с тех пор, как я возглавил Братство. Дело в том, что в подземелье Братской Крестовоздвиженской церкви покоится прах первых братчиков — защитников православия, которые завещали похоронить себя там 300—350 лет назад. Там и прах Даниила Братковского.
Но во что превратился некрополь после сильного пожара 1803 года, а затем обвала церкви, переоборудования ее при власти КПСС в планетарий? В сплошную свалку, куда сбрасывали разный хлам, строительный мусор. За два столетия захоронения были разрушены, осквернены, много раз разграблены, там остались одни скелеты, вперемешку с мусором, землей. Зрелище не для слабонервных. К тому же все это подтапливалось грунтовыми водами. А сверху — идет служба Божья, говорятся такие добрые слова молитвы, раздаются песнопения. Этот духовный диссонанс и стал побудительным мотивом к еще одному нелегкому и затратному делу.
Из подземелья через люк в потолке крипты (пол церкви) вручную вынули десятки тонн земли, мусора, останки очистили, сложили в четырнадцать гробов. Был пробит и облицован кирпичом заваленный вход-выход. Ликвидировано подтопление, пол устлан черным гранитом. В прошлом году, на храмный праздник Воздвиженья, через год после открытия музея, открыл двери Братский некрополь как продолжение экспозиции. Оба объекта — единственные такого рода в Украине. А 26 ноября, в день казни Д. Братковского, состоялся крестный ход от каземата замка, откуда пролег его путь на Голгофу, до места казни. В некрополе была отслужена панихида. Через 310 лет после казни. Немало делает для популяризации имени Д. Братковского коллектив художественного отдела Волынского краеведческого музея (руководитель Зоя Навроцкая), что на территории Луцкого замка. На вечера Братковского собирается интеллигенция, выступает с неповторимыми песнями заслуженный артист Украины, руководитель группы «Хорея козацька» Тарас Компаниченко.
Фигура и подвиг Даниила Братковского еще ждут достойной оценки и признания. Он оставил нам замечательный сборник своих произведений, которые актуальны и в наше время. Их нужно изучать, читать. Но главный его подвиг — духовный, во имя веры. За стойкость, верность православию он принял мученическую смерть, хотя, очевидно, мог спасти свою жизнь ценой предательства. Он сознательно пошел на плаху. Еще десять лет назад автор, которого потом поддержал владыка Михаил, поднимал вопрос о канонизации Даниила Братковского.
И вот 27 июня Синод Украинской православной Церкви Киевского патриархата причислили к лику святых великомученика Даниила Братковского. Впервые в истории Украинской православной церкви канонизован поэт-мученик.
Имя поэта двух народов, мужественного борца за православие возвращено истории. Музей и некрополь — первые и единственные объекты такого типа в Украине. Писать об этом легко. Но не так давался каждый шаг к достижению цели. И главным была потеря времени на разные бюрократические согласования, а не средства.