В этом году исполняется 130 лет с дня рождения одного из самых блестящих и уважаемых во всем мире британцев — бесстрашного военного журналиста, талантливого писателя (Нобелевская премия 1953 года «За высокое мастерство в историческом и биографическом жанрах и за выдающиеся достижения в ораторском искусстве»), известного живописца, знатока искусств, прославленного острослова и насмешника. А главное — политика-патриота, «который никогда не ошибался в своих прогнозах» и который провел в стенах Британского парламента в общей сложности (с перерывами) более шестидесяти(!) лет, в том числе — почти десять лет на посту премьер-министра Великобритании.
Не только британцы, но и весь мир (кроме СССР) надлежащим образом оценивает тот громадный вклад, который внес в дело победы над гитлеровской Германией этот человек. В значительной степени благодаря его дальновидности, политической интуиции, энергии, тактике, военно-организационным способностям и смелости на посту премьер-министра маленькая островная Британия не разделила во время Второй мировой войны трагическую судьбу большинства стран Европы — не была, целиком или частично, оккупирована гитлеровскими войсками. Мир благодарен ему также за своевременное предупреждение, высказанное в знаменитой речи «Мускулы мира» (Фултон, США), в которой он — впервые после эйфории совместной победы — указал на уже расколовший Европу и мир «Железный занавес», а также на глобальную опасность коммунизма.
Читатель, конечно же, давно понял, что речь идет о сэре Уинстоне Черчилле, прямом потомке (в седьмом колене) знаменитого герцога Мальборо — аристократе, истово исповедовавшем западную демократию. Ниже мы предлагаем читателю несколько выдержек из произведений, речей и высказываний Черчилля, некоторые из которых звучат весьма актуально.
«Мы — старая нация. Прошло почти тысячелетие с тех пор, как на нашу землю последний раз ступала нога завоевателя. На протяжении веков мы медленно и постепенно строили свое государство и свой жизненный уклад.
Нам говорят, что мы не должны впутываться в вопросы идеологии. Но должны же мы иметь свое мнение о том, что такое зло и что такое добро … Разве у нас нет своей собственной идеологии, — если уж приходится воспользоваться этим уродливым термином — которая состоит в свободе, в либеральной конституции, в демократической и парламентской власти, в Великой хартии вольностей и в Билле о правах?
Закон, язык, литература — все это весьма существенные факторы. Понятие о добре и порядочности, склонность к предоставлению равных возможностей, остро развитое чувство справедливости и, превыше всего, приверженность к личной свободе (к тому, согласно Киплингу, «чтобы иметь возможность жить без чьего-то позволения под сенью закона») — таковы общие принципы, лежащие в основе жизни англоязычных народов.
Мысль о том, чтобы целиком, душой и телом, предаться одному человеку и поклонятся ему как идолу, — такая мысль всегда была ненавистна самому существу и природе нашей цивилизации.
Если целая страна допустила, чтобы ею правил тиран, вину за это нельзя возлагать только на тирана.
Я — дитя нашего парламентаризма. В отчем доме во мне всегда воспитывали уважение к демократии. Доверяй людям — вот чему учил меня мой отец. Всю свою жизнь я был с тем течением по обе стороны Атлантики, которое направлено против привилегий и монополий; я уверенно плыл к идеалу «власти народа, волей народа и для народа».
Самое дальновидное вложение, которое может сделать нация, заключается в том, чтобы давать детям молоко, пищу и просвещение. А если прибавить к этому уважение к закону, знание традиций своей страны и любовь к свободе, то перед вами — основы сохранения нации.
Современным обществом невозможно управлять без соответствующего количества людей, на просвещение которых затрачено много времени и средств. Не все могут достичь одинаково высокого уровня, но всем должна быть дана такая возможность.
Из всех народов мира наш народ в последнюю очередь согласился бы на то, чтобы им управляла бюрократия. Свобода — это кровь нашего народа. Обе великие войны, терзавшие и мучившие человеческие души, помогли британскому народу почувствовать себя хозяином в собственном доме.
Мы должны остерегаться попыток создать такое общество, где люди, за исключением политических деятелей или должностных лиц, ничего не стоят; общество, где инициатива не вознаграждается, а бережливость не приносит благ.
То и дело приходится слышать, что демократия — худший способ управления государством, но все другие способы, когда-либо испробованные человечеством — еще хуже.
Никогда и ни перед кем не пасуйте — никогда и ни в чем; ни в большом, ни в малом, ни в важных вещах, ни в пустяках — и никогда никому не уступайте, за исключением тех случаев, когда может быть затронута ваша честь или когда ваши действия противоречат здравому смыслу. И тем более не уступайте силе, даже если речь идет о будто бы превосходящей силе врага.
Александр Македонский заметил как-то, что народы Азии были рабами только потому, что не научились произносить слово «НЕТ».
Несколько актуальных политических парадоксов Уинстона Черчилля:
«Умиротворитель — это тот, ко торый кормит свирепого крокодила, не понимая, что он сам в конце концов будет съеден»
«Диктаторы ездят верхом на тиграх, с которых боятся слезть, а тигры между тем становятся все более голодными. (Диктаторы и народ)»
«В войне вы не можете и не должны быть праведником, но ваше дело должно быть правое»
«Что может быть хуже, чем воевать одним фронтом вместе с союзниками? Только одно — воевать без союзников»
«Проблемы, связанные с победой (в какой-либо войне), более приятны, чем проблемы, связанные с поражением, но они неизмеримо сложнее»
«Политика столь же увлекательна и опасна, как и война, но в войне вас убивают только один раз, а в политике — сотни раз»
«Он обладает уникальной способностью выражать максимальным количеством слов минимальное количество мыслей»
«Он — овечка в овечьей шкуре»
«Прессу (британскую) легче задавить, чем задобрить»
«Если хотите, чтобы ваше слово было последним, скажите оппоненту: «Пожалуй, вы правы».