Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

За Русь Святую!

8 февраля, 2007 - 19:40

Недавно на Первом Национальном канале было показано очередное ток-шоу, посвященное православной проблеме в Украине. Каких-либо путей преодоления православного кризиса в стране найдено не было — как всегда. Это телешоу, а также свои мысли о путях разрешения проблемы описал на сайте «Портал-2000» г н Петр ТОЛОЧКО — академик НАНУкраины, директор Института археологии НАНУ. Ниже предлагаем нашему читателю небольшой обзор суждений академика.

По его мнению, «многие участники передачи, особенно сторонники существования в Украине единой поместной Православной церкви, не различают или не хотят различать существенную разницу между нынешними тремя православными церквами Украины». Академик имеет ввиду, конечно же, пресловутую каноничность. Но он не может не знать, что история Вселенского православия предоставляет нам убедительные исторические примеры длительного «неканонического» существования православных церквей, после которого они в конце концов получали независимость и входили в семью канонических церквей. Более того — «структурированное» христианство вначале состояло из пяти поместных церквей, а сейчас их — общепризнанных — 14. Некоторые из них начинали свою независимую историю с «неканонического» статуса. Классическим примером является Московское православие, независимость которого от Цареграда не признавалась на протяжении 140 лет (в ХV—XVI cт.). А что касается Украинского православия, то сейчас наша главная беда состоит, главным образом, не в отсутствии каноничности, как декларирует ученый муж, а в расколе православия. Это азбучная истина.

В своей статье академик старался растолковать неразумным читателям, что главное сейчас — «не в механическом слиянии трех православных церквей, а в возвращении двух из них ... в лоно матери-церкви (читай — в Московский патриархат). Что же касается покаяния раскольников, на чем как будто (?!) настаивают представители УПЦ МП, то какой-то особой процедуры здесь, думается, и не нужно. Их возвращение и будет покаянным актом». Интересно, что подобных деклараций не было слышно ни в Москве, ни в Киево-Печерской лавре. Но тогда от чьего имени «заманивает» академик украинских епископов и священников в «лоно церкви-матери»? На этом месте почему-то вспоминается известный поп Гапон.

Далее академик Толочко останавливается на весьма важном вопросе и говорит: «Непреодолимым препятствием на пути консолидации украинского православия ... является каноническая связь УПЦ с Московским патриархатом». Это — святая правда. Но далее идут ссылки на неправославные церкви в Украине, высшие инстанции которых также находятся за пределами Украины (УГКЦ, Католическая церковь, протестантские объединения и др.). Академик удивляется тому, что это обстоятельство ни у кого не вызывает протеста. Но невозможно представить, что академик Толочко не видит разницы в отношениях Украины, например, с Ватиканом, с одной стороны, и Московским патриархатом с другой. И случалось ли, что эмиссары Ватикана или какого-нибудь протестантского международного союза вмешивались в политические дела Украины, «вербовали» ее граждан? Может быть они расклеивали в чужой стране плакаты, порочащие людей Украины? Или ходили по украинской земле с крестными ходами и антиукраинскими лозунгами? Но Толочко патетически восклицает: «Только Москва им не дает покоя!». В этом-то все и дело — действительно, не дает!

Далее Академик сообщает, что «именно УПЦ является наиболее(?!) независимой и самостоятельной церковью, а с Московским патриархатом она пребывает, по существу, только в молитвенном единении». Однако, все давно знают, сколько духовных эмиссаров засылает Москва в Украину в критические моменты ее жизни — чтобы «усилить», «направить» свою паству в Украине, руководить ею. Поэтому говорить о «независимости и самостоятельности» — это наивность или «дипломатия», мягко выражаясь. А разве сам автор этих высказываний не льет тем самым воду на мельницу Московского патриархата, не служит ему, не зависит о него?

Интересно и то, что Москва, Московская церковь уже давно не прибегают к обременительным эвфемизмам в названии УПЦ. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на заголовки православных или около православных СМИ Московского патриархата — там, упоминая об УПЦ, уже не употребляют титулов, а говорят прямо и откровенно — Московская церковь в Украине (Хотя г-н Толочко думает, что это «не корректно и не по сути», факт остается фактом). А все это происходит от того, что УПЦ МП имеет странный и совсем не канонический статус — она и не автокефальная и не автономная, а «имеет независимость в управлении«(?!). А украинский академик Толочко говорит — каноны! Хотя в одном месте он таки признает, что «единая Украинская поместная православная церковь — это значительно лучше, чем нынешние три» (Sic! Браво!). Но как этого достичь?

Отметим также неаккуратность терминов г-на Толочко, жонглирование межцерковными различиями, сравнение несравнимого. Ни церковники, ни богословы не оперировали бы в своих доказательствах сравнением православных структур с католическими или протестантскими, как это делает г н Толочко. Странно сравнивать, например, Вселенский патриархат с Ватиканом или с протестантскими межнациональными структурами. А г-н Толочко рассуждает, например, так: «Если быть последовательными и увязывать суверенитет страны с суверенитетом вероисповедальных конфессий, тогда следует ставить вопрос о независимости от мировых сакральных центров не только Православной, но и всех других украинских церквей: римо-католической, греко-католической, протестантской мусульманской, иудейской и т. д.(!)» «Мысль, конечно, интересная, но до этого пока не додумались даже в Московском патриархате.

Ссылаясь на другие христианские конфессии, г-н Толочко не упоминает главную составляющую движущей силы православного украинско-российского конфликта. Хотя она всем известна — это исторический имперский импульс Русской православной церкви, толкающий ее на активное участие в построении Российской империи (под любым названием и правлением). Замалчивая самое существенное препятствие, академик бездоказательно говорит такое: «Если бы нам удалось каким-то чудом объединить украинское православие в единую поместную Церковь, она бы не стала независимой», а вошла бы в состав одного из Вселенских православных патриархатов, например Константинопольского (почему не Антиохийского?). Что сказать? Фанар, конечно, заинтересован в том, чтобы украинское православие оказалось на его, а не на московской орбите. Но там достаточно умны, чтобы надеяться на включение украинской церкви в состав Константинопольской церкви.

Подбирая свои доказательства во всем мире, г-н Толочко, последовательно замалчивает губительную политическую роль в Украине именно УПЦ МП. И совсем забывает о том, что речь идет об Украинском помесном патриархате, а это — не какая-то малочисленная община, а — без преувеличения — самая большая поместная православная церковь мира.

Завершая, г-н Толочко патетически восклицает: «Почему мы никак не можем усвоить мудрый церковный завет: «Богу — Богово, а кесарю — кесарево?» Действительно, — почему? Если бы эта евангельская истина исполнялась стратегами Московского патриархата, то и нашей проблемы не существовало бы.

В целом, академик Толочко не сказал нам ничего академического или нового и не представил в подтверждение своих тезисов ни одного доказательства, которое не было бы уже многократно оглашено радетелями Московского православия типа господ Каурова и Фролова. Более того, — тезисы академика явно пахнут ладаном. С чего бы это?

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ