Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Заложники прошедшего времени

17 августа, 2001 - 00:00

«Время содержится в человеческом сознании, которое ожидает, воспринимает и вспоминает» (св. Августин, IV в.)

Иногда представляется, что мы, украинцы, составляем народ, мало адаптированный к жизни в настоящем времени. Благодаря, в частности, Советской власти, которая приучила народ жить в бедности и переносить любые трудности ради сказочного будущего. «Сегодня» же, по большому счету, тогда не имело особого значения. Поколению за поколением советских людей обещалась — за истинно мученическое «теперь» — щедрая компенсация где-то там, впереди, в коммунизме.

Что касается третьего времени — дореволюционного прошлого, то еще десять лет назад все наши связи с ним были почти полностью перерезаны. История, «вчера» имели на советской сцене одно амплуа: «Чего изволите?»

Подобная oтчасти ситуация наблюдается и сегодня, только времена поменялись местами — для многих из нас сияющее коммунистическое будущее заменилось не менее сияющим коммунистическим прошлым. Такие люди до сих пор живут «вчера», идеализировав его, как говорится, post mortem, до статуса потерянного рая. Логичным следствием этого отставания от стрелок исторических часов является неприятие сегодняшнего дня — пренебрежение, как и в старые времена, настоящим временем, нежелание хоть как-то обустроиться именно «сейчас». Гораздо проще причитать над светлым прошлым.

Дифирамбы тому, что безвозвратно отошло, обычно сопровождаются страстными обвинениями всего настоящего — строя, власти, законов, партий, чиновников, общества и т.п. Спору нет, все упомянутые украинские институции весьма далеки от совершенства. Но разве можно ожидать чего-то лучшего от общества, значительная часть которого занимается преимущественно тем, что «сидит и плачет на реках вавилонских»? Сидят и плачут как противники, так и сторонники украинской независимости. Послушать только украинского пророка Иеремию — господина Яворивского.

Мне постоянно приходится обсуждать проблемы и подробности современного житья-бытья с согражданами, также с теми, которые это бытье не принимают совсем. И вот какая интересная закономерность всплывает. Не было случая, чтобы кто-то, даже из числа молодых интеллигентных людей, обвинил в собственных невзгодах... себя. Поразмышлял бы, например, о том, почему не сумел вписаться в новые обстоятельства — из-за отсутствия гибкости, энергии или нужного в новые времена образования, к примеру, знаний иностранных языков или компьютера. Что не захотелось опять садиться на студенческую скамью. Или пожаловался бы на то, что не владеет интуицией делового человека, не может идти на риск в серьезных делах, не приучен схватывать на лету и мигом использовать полученную информацию. Люди комфортабельно уверены, что во всех их современных сложностях переходного периода виновато новое государство, новый строй, а еще те, кто «успел», «переучился», «догадался», «вписался» (иногда даже слишком, приходится признать).

Начинает казаться, что подобные аналитические самообвинения не совсем и не всем украинцам свойственны. Казаться, что мы не способны полностью признать очень простой факт — новый уклад жизни ставит к каждому человеку новые требования. Или ты с этими требованиями считаешься, или... упражняешься в обличительном красноречии библейских пророков, разрушаешь собственную душу завистью и живешь в прошлом, как тень. Даже без выхода на авансцену, как это могла делать тень отца Гамлета.

Остановимся еще на одном расхожем феномене настоящего времени — на хроническом негативе в оценках всего происходящего вокруг нас. Так называемая «чернуха» свойственна не только СМИ, но и многим их читателям и зрителям (иначе современные СМИ были бы несколько другими). Что бы ни случилось, кого бы ни избрали или назначили, какой бы храм, станцию метро или жилой дом ни построили, со всех сторон раздается дружный хор злобного, презрительного осуждения. На любое положительное сообщение — все-таки собрали урожай, все- таки увеличился процент роста производства, начали выпускать лучшие учебники и т.д. — всегда одна и та же реакция: «Не верю!!!» А дальше — стандартная цепь стандартных обвинений и разоблачений. Диалектика, между тем, утверждает, что нет такого явления, или человека, или объекта, которые не имели бы положительных аспектов. Почему так сложилось, что мы приноровились видеть только теневую сторону мира?

Дело здесь не только в необъективности, a в том, что с таким зрением — когда видишь только плохое — тяжело, страшно и очень неинтересно жить. Среди моих знакомых есть люди, которые не способны радоваться даже весне, не помнят, что живут на берегу большой реки. Разве можно им угодить хоть чем-нибудь? Розовые очки — не самая полезная вещь. Но смотреть на окружающий мир только через черные очки, значит только одно — полную слепоту.

Это о «теперь». А что касается третьей формы нашего времени — «завтра», то ему весьма не повезло. Сегодня будущему уделяют столь же мало внимания, как в советские времена — прошлому. А жаль — отсутствие будущего укорачивает время настоящее.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ