Знаменитый греческий философ Сократ, живший в V столетии до Рождества Христова в Афинах, как известно, посвятил себя философии, которую излагал устно, ведя разговоры с желающими на улицах, на площадях, в публичных и частных местах. Этические начала, заложенные в учении Сократа, имеют ряд общих моментов с основаниями христианской этики.
Григорий Савич Сковорода (1722—1794) — гениальный украинский ученый и мыслитель в своей философско-просветительской и преподавательской деятельности в Украине, как считают многие историки, был последователем Сократа.
Сын реестрового казака Полтавского полка, он родился в селе Чернухи Лохвицкого уезда Полтавской области. В 12-летнем возрасте поступил в Киево- Могилянскую Академию, а затем учился в университетах Мюнхена, Вены и Бреслау. Возвратившись в Украину, Сковорода некоторое время преподавал этику в Переяславском и Харьковском коллегиумах. Уволенный за «вольномыслие», Григорий избрал жизнь странствующего философа. Как утверждает легенда, он посетил многие страны Центральной Европы для того, чтобы ближе узнать людей, их нравы, обычаи, культуру, языки... Сковорода изучил латинский, был знаком с философскими произведениями древних и современных ему авторов.
Большая часть его жизни была связана с постоянными странствиями по городам и селам родного Левобережья и Слобожанщины. Часто он вступал в острые философские споры с различными людьми, на ярмарке, в дороге или в сельской усадьбе. Основой его философских бесед был неустанный поиск ответа на вопрос: что необходимо делать, чтобы человек по-настоящему стал счастливым? По мнению Сковороды, ключом к решению этого вопроса является потребность познать самого себя, а исходными понятиями в его философии были природа и человек.
Сковорода, как и Ломоносов, утверждал, что природа «безначальна», вечна во времени и бесконечна в пространстве. Она является «сама по себе началом» и живет по своим незыблемым законам, исключающим какое бы то не было чудесное вмешательство. В соответствии со взглядами Сковороды, весь мир состоит из «макрокосма» (природа), «микрокосма» (человек) и «мира символов» (Библия). Каждый из этих миров имеет «две натуры»: «внешнюю» — материальную и «внутреннюю» — духовную. Сковорода считал, что мир познаваем, но, чтобы узнать макрокосмос, необходимо вначале «познать самого себя», так как закономерности микро- и макрокосмоса едины.
Важной стороной учения Сковороды является этика; здесь можно выделить такие главные аспекты: истина полноценна в соединении с «добропорядочностью», вне ее она бессмысленна и превращается в «пустой интерес»; знания и наука должны служить народу; самопознание раскрывает «родство» (природу); добропорядочность есть выбор деятельности в соответствии со своей «природой». Труд, основанный на «родстве», дает радость, поэтому он служит народу.
Религиозно-библейская тематика и соответствующий стиль изложения являются для Сковороды формой, в которой живет и «дышит» вполне земное содержание. Библия толкуется им аллегорически, как «поэтическое творение». В своей философии Сковорода пропагандирует религиозную свободу и терпимость. Он — ярый враг фанатизма и внешней обрядности. Философ подвергал критике церковь, ненавидел белое и черное духовенство, как «корыстолюбцев», «сластолюбцев», «лицемеров», «лютых зверей» и т. п. Он подвергал острой критике официальную религию за ее ортодоксальность, догматизм и схоластику. В то же время Сковорода рассматривал Библию, как «третий», «символический мир», выделяя в ней «внешнюю» — материальную сторону и «внутреннюю» — имеющую «божественный смысл». Библия для Сковороды — «и бог, и змей». Облекая свою проповедь просветительства, свою этику в религиозную форму, философ мечтал о создании религии «любви», «добропорядочности», «правды» и «истины». Цель человеческой жизни, — утверждал Сковорода, — счастье, блаженство; путь к нему — «разумное и сознательное следование блаженной натуре». В обществе, считал философ-демократ, должно быть строго соблюдаемое «сродство» к той или иной «стати» (состоянию, занятию). Каждый должен трудиться сообразно своим наклонностям и способностям. Сковорода верил в наступление счастливого «царства любви, без вражды и раздора». Будучи горячим патриотом Украины, он призывал «узнать свой народ и в народе себя».
Интересны и взгляды Сковороды на взаимоотношения между «черным» народом и панством, считающим себя «белым» обществом. «Панская мысль о том, будто простой народ есть черным, кажется мне смешной, — писал Сковорода, — так точно, как мысль некоторых философов, будто земля есть мертвой. Как же эта мертвая мать может родить живых детей? И как же это из чрева «черного» народа вылупились «белые» паны? Говорят: простой народ спит — пусть спит, сном сильным, богатырским. Но всякий сон имеет пробуждение, а кто спит, тот еще не мертвец, не труп. Когда выспится, то проснется, когда намечтается, то очнется и расхрабрится!».
Григорий Сковорода горячо любил свою родину и народ. Он полагал «идолопоклонством» отдавать детей для учения иностранцам. Он презирал людей, которые искали «мудрость» не в разуме своего народа, а среди «чужих» учителей-авантюристов: «огонь нужно зажечь у себя в доме, — учил он, — а не просить его у соседей». Свою философию, свои мысли и пожелания Сковорода иллюстрировал множеством живых образов, сравнений, аллегорий. Язык его представлял смесь книжной славяно-русской и народной украинской речи.
Выдающимся явлением в украинской литературе является поэзия Сковороды. Большинство его стихотворений и песен собраны в сборнике «Сад божественных песней», который является поэтической летописью внутренних переживаний Сковороды. Широкую популярность получили две лирические песни: «Ах поля, поля зелены» и «Ой ты, птичка желтобока», они вошли в популярные песенники XVIII-XIX веков. Песня «Всякому городу нрав и права» содержит сатиру на представителей современного Сковороде общества: помещиков, купцов. чиновников... Она вошла в репертуар народных певцов-кобзарей. Из поэтических произведений Сковороды, не вошедших в «Сад», известно стихотворение «De libertate» («О свободе»), где автор воспевает Богдана Хмельницкого, как «отца вольности».
В 1774 году Сковорода издал сборник «Басни Харьковские» (30 басен). Идею о наиболее «приятном и свойственном человеку труде» автор развивает в басне «Пчела и шершень», а в басне «Оленица и кабан» философ резко критикует паразитическое существование феодалов. Более развернутыми и распространенными, чем басни, были притчи Сковороды. Таковы, например, две притчи: «Благодарный Бродий» (аист) и «Убогий жайворонок», написанные в 1787 году.
Из философских и литературных прозаических трудов Сковороды наиболее известными являются следующие: «Начальная дверь ко христианскому добронравию» (1766), «Диалог о древнем мире» (1772), «Разговор дружеский о душевном мире» (1773), «Алфавит, или букварь мира» (1775), «Брань архангела Михаила со сотаною» (1783). Даже из этих немногочисленных примеров видно, что все творчество Григория Сковороды отражало настроение среднего и особенно низшего украинского казачества и простого городского люда, т. е. социальных групп, экономически закрепощенных в XVIII веке. И эти труды свободолюбивого мыслителя создавались в период, когда действовал указ Петра I 1720 года о запрете печатания украинских книг, «даби нікакой розни і особого наречія в ніх не было». Поэтому лишь только в 1860 году в Петербурге вышел первый сборник: «Сочинения в стихах и прозе Г.С.Сковороды».
Глубокая образованность и оригинальность мышления снискали Г.Сковороде заслуженную славу. Утверждение демократических, народолюбивых принципов в украинской литературе многим обязано Сковороде. Общеизвестно, что И.Котляревский, Гр.Квитка-Основьяненко, Т.Шевченко и многие другие классики украинской литературы в той или иной мере испытали на себе глубочайшее воздействие творчества и философии Г.Сковороды. Глубина мыслей Сковороды, аскетический образ жизни, стремление к свободе не случайно вызвали у историков сравнения Сковороды с Сократом.
Очень емко и глубоко профессионально о духовной роли Сковороды в истории Украины сказала известный украинский историк Н.Полонская-Василенко: «Сковорода был одним из самых выдающихся философов XVIII века в Европе, и влияние его философии распространялось не только на Украине. Личность и философия Сковороды вызвали огромную литературу». «Мир ловил меня, но не поймал», — такие слова завещал Григорий Савич Сковорода написать на своем надгробии. И действительно, бесконечно далеки от жизненной суеты были мысли и жизнь этого великого философа, ученого-гуманиста, поэта и просветителя украинского народа.