В советские времена эту страницу в истории двух народов замалчивали. А между тем, была операция «Днестр — Буг», затем «Висла», в ходе которых почти миллион украинцев насильственно выселили с этнических украинских земель Польши. В основном с собой в неизвестность успели взять несчастные люди только несколько буханок хлеба. Как покидали родную землю, с какими настроениями шли они в это насильственное путешествие, как потом им жилось на новом месте, как хранили они свои песни и обычаи, лемковский говор и психологию — когда переселенцы с Лемковщины, Холмщины, Надсянья, Подляшья воспринимали друг друга как родные, где бы ни были. Вот так коротко можно охарактеризовать лейтмотив театрализовано-художественного действа «Земля, распятая на кресте истории», поставленного преподавателями и студентами Теребовлянского высшего училища культуры, что на Тернопольщине.
Важность этой темы еще год назад понял директор училища Николай Винничик. Посоветовавшись с преподавателями, решили вынести на государственный экзамен тему депортации украинцев: началась кропотливая работа по написанию сценария. Все это трогательное театрализовано-художественное действо умело организовал преподаватель-методист училища, руководитель народного любительского театра-студии «Рампа» Анатолий Нечай. Именно он выступил автором сценария и главным режиссером-постановщиком. Развитие сюжета насильственного переселения с трогательными диалогами героев происходит на фоне прекрасно подобранных декораций, удачного музыкального сопровождения, умелого светотехнического решения. И самым главным дополнением являются хореографические композиции, поставленные балетмейстером, преподавателем училища, заслуженным работником культуры Украины Игорем Николишиным.
— Я устал не от творческой, а от организационной работы, — искренне признался после успешной постановки действа на сцене областного академическо го драматического театра имени Т.Г. Шевченко режиссер Анатолий Нечай.
Очень тщательно режиссер изучал документальные материалы, посвященные тем трагическим страницам. Много помогли ему в поиске литературы библиотекари как училища, так и городского книгохранилища.
— Действительно, все на свете начинается с любви, — говорит Анатолий Нечай. — Когда я зачитался литературой о переселении украинцев со своих этнических земель, почувствовал всю трагедию этих людей-изгнанников. Мысленно уже видел постановку, долго искал название театрализовано-художественного действа, пока остановился на «Земле, распятой на кресте истории». Через пять мини-действий, которые я назвал страницами истории, пытался раскрыть тему и воплотить идею: в независимой Украине изгнанники будут признаны депортированными, они получат моральную и материальную компенсацию за свои лишения, а вся нация будет знать трагические страницы своей истории.
… Утомленные, голодные идут переселенцы в неизвестные земли. Воины УПА, встретив изгнанников, спрашивают: почему вы уходите в неизвестность? Позади у вас — могилы ваших отцов, кресты церквей, где крестили вас. Одна из толпы выкрикивает: «Остановитесь!» И эти слова переходят в песню. Депортированные встают с колен и поют, затем танцуют «Чардаш».
С нарастающей силой, в этнических костюмах, которые смогли взять с собой, переселенцы кружатся в танце… Это и отчаяние, и протест… Затем — облава, депортация, крики, люди целуют землю, прощаются, переходят границу, и воины советской армии сразу за ними тянут колючую проволоку. Переселенцев, как рыбу в сетку, затягивают за нее, в сторону советской Украины, устанавливают пограничный столб с надписью «СССР». На полную мощность звучит песня «Широка страна моя родная». А люди попадали от утомления, обессилев…
Это в коротком изложении только одна эмоционально насыщенная страница «Земли, распятой на кресте истории». Интересна каждая из них.
Участники хора пели и за кулисами, и на сцене, и в зале, наполненном зрителями. Зал, а действо продолжалось более часа, волновался, плакал, переживал вместе с героями. Завершающим аккордом в этом действе была сцена, когда переселенцы, эта этническая группа украинцев, несут по сцене дубовый крест, как символ всего пережитого и выстраданного. Его устанавливают как символический крест памяти, и все участники действия несут к нему свечи, крошечную светлую дань уважения ко всем депортированным.
Звучит реквием в звенящей тишине. Затем на сцену вышли председатели областных обществ «Лемковщина» и «Надсянье». Они сбросили колючую проволоку, которая разделяет лемков, разбросанных по миру, а до сих пор отделяла и переселенцев от коренных жителей Украины. Зал понял, что депортированные признаны в Украине и вместе с артистами зрители запели Гимн государства, слова которого, кстати, написал выходец с Надсянья Павел Чубинский.
Приятно отметить, что члены районного общества «Лемковщина» (а сюда входят и люди с «Надсянья», «Холмщины», «Подляшья») очень активно помогали актерам в постановке: делились воспоминаниями, приносили документальные материалы, а Владимир Брехун смастерил деревянный воз, который стал элементом сценических декораций и символизировал переселение несчастных людей со своими скромными пожитками и маленькими детьми. Большой деревянный крест, который пронесли в завершение действа, изготовил Дмитрий Беневьят.
На днях в Теребовле встанет памятный знак как символ трагической страницы переселения. Кстати, в Теребовлянском районе проживает около двух тысяч украинцев, выселенных с этнических украинских земель Польши... Подобно тому, как до сих пор в селах стоят памятники, символизирующие свержение крепостничества, так должны быть и знаки, в которых заложена память о депортации.
КСТАТИ. На днях в адрес коллектива пришло приглашение от Украинско-польского центра сотрудничества, что в воеводстве Опольске. Польская сторона приглашает театр-студию «Рампа» на гастроли по северной и южной Польше. Поездка ожидается в январе, в каникулярный период.