Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жизнь и душа священны

16 сентября, 2004 - 19:15

В 1053 году, т. е. 951 год тому назад, родился мужественный и «славный победами» князь Киевский Владимир Всеволодович Мономах, который всю свою жизнь не выпускал меча из рук, борясь с врагами родной земли. Хорошо известны его победы над тюрками, обитавшими вблизи Переславля, два раза ходил он усмирять беспокойных вятичей и везде, и многократно гнал неутомимых и коварных врагов Руси-Украины — половцев: пленял их вождей, отбивал добычу. Будучи князем вначале Черниговским, а затем Киевским, Владимир Мономах добивался сохранения мира между удельными князьями, часто способствовавшими своей междоусобной борьбой усилению внешних врагов.

Много полезного сделал Владимир Мономах и для водворения правильного суда и порядка среди своего народа, установил виры, т. е. штрафы по уголовным делам в пользу обиженных, а также определил размер процентов при займах и дополнил «Русскую Правду» новыми постановлениями. Очевидно, не зря многие историки считают Владимира Мономаха одним из лучших князей древнего периода нашей истории, а летописец называет его «братолюбцем, нищелюбцем и добрым страдальцем за Русскую землю».

О просвещенном уме Владимира Мономаха и истинно христианской его душе свидетельствует и написанное им в 1117 году «Поучение детям», адресованное его сыновьям — Мстиславу, Ярополку, Вячеславу и Юрию. К счастью, этот древний материал сохранился в Лаврентиевской летописи и достоин занять место в истории Киевской Руси-Украины.

В начале «Поучения...» Владимир Мономах говорит о том, что его дед, киевский князь Ярослав Мудрый, дал ему русское имя Владимир и христианское Василий, а отец и мать прозвали его Мономахом или Единоборцем, так как он действительно был по материнской линии внуком греческого царя Константина Мономаха и уже в юношеские годы изъявлял доблесть воинскую.

«Послушайте меня, если не полностью, то хотя бы наполовину», — начинает Мономах поучительную часть своего завещания. И как бы для объяснения своих законодательных трудов говорит: «Не позволяйте сильным губить слабых, судите вдовиц сами. Не убивайте ни правого, ни виновного»: жизнь и душа христианина священна. Далее Владимир замечает, что «страх божий и любовь к человечеству есть основание добродетели», и поэтому рекомендует не забывать бедных, кормить их, мыслить, что всякое достояние есть божее и поручено вам только на время. Не следует скрывать богатства в недрах земли, так как это противно христианству. Глубоким милосердием и христианской моралью пронизаны следующие строки «Поучения...»: «Не оставляйте больных, не страшитесь видеть мертвых, ибо все умрем. Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце и думайте: мы тленны, ныне живы, а завтра во гробе. Бойтесь всякой лжи, пиянства и любострастия, равно гибельного для тела и души. Чтите старых людей как отцов, любите юных как братьев». Не менее ценны советы Владимира и по хозяйственным делам: он рекомендует самим прилежно за всем смотреть и не полагаться на отроков и слуг, а во время путешествия в своих областях, пишет далее Владимир: «не давайте жителей в обиду княжеским отрокам, а где остановитесь, напойте, накормите хозяина». Далее Владимир обращает внимание на особое отношение к гостю, которого необходимо чтить, независимо от того, знаменитого он или простого происхождения, купец или посол. «Если не можете гостя чем-либо одарить, то следует дать ему поесть и попить, так как гости распускают в чужих землях и добрую, и худую о нас славу».

Большим человеколюбием и стремлением познать неизвестное наполнены следующие слова «Поучения...»: «Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо. Любите жен своих, но не давайте им власти над собой. Все хорошее, узнав, вы должны помнить, чего не знаете, тому учитесь». В качестве примера Мономах ссылается на своего отца, князя Всеволода, который, «сидя дома, говорил пятью языками, за что хвалят нас чужестранцы». «Леность, — напоминает Мономах, — мать пороков — берегитесь ее».

Не менее ценные советы и пожелания дает Владимир Мономах своим сыновьям в области военного искусства и ратного труда, отмечая, что на войне следует быть деятельным и служить примером для воевод, что не время тогда думать о пиршествах и неге. Расставив ночную стражу, необходимо отдохнуть, а так как человек погибает внезапно, во избежание этого не следует слагать с себя оружие там, где может встретиться опасность. Вставайте рано: «Да не застанет вас солнце на ложе!»

Приводя в подробностях некоторые детали из своей жизни, Владимир Мономах замечает: «Я сам делал все, что мог бы велеть отроку, на охоте и войне, днем и ночью, в зной летний и холод зимний не знал покоя, не надеялся на посадников и бирючей, не давал бедных и вдовиц в обиду сильным, сам назирал церковь и божественное служение, домашний распорядок, конюшню, охоту, ястребов и соколов».

Перечислив далее свои воинские походы и победы, хорошо известные из истории, Владимир как бы в заключение пишет: «Всех походов моих было 83, а других маловажных не упомню. Я заключил с половцами 19 мирных договоров, взял в плен более ста лучших из князей и выпустил из неволи, а более 200 казнил и потопил в реках».

С особой гордостью повествует Владимир о своих успехах и приключениях, которые сопутствовали ему во время его охоты совместно с дедом. Здесь он рассказывает и о взятии им в густых лесах двух диких коней, и о том, как дважды буйвол метал его на рогах, бодал олень и топтал ногами лось, как медведь прокусил седло его лошади, как лютый зверь однажды бросился и низвергнул коня под ним. «Но господь хранил меня, — пишет Владимир в своем завещании, — и вы, дети мои, не бойтесь смерти, ни битвы, ни зверей свирепых, но являйтесь во всяком случае, посланном от Бога». И как истинный христианин, глубоко верующий в Бога, Владимир напоминает: «Если провидение определит кому умереть, то не спасут его ни отец, ни мать, ни братья. Хранение божье надежнее человеческого».

Высказав столько глубоких по форме и полезных поучений, Владимир Мономах показал себя и незаурядным писателем, любящим афоризмы и глубоко знающим и чтившим Библию. Но кроме этого как и в «Поучениях детям», так и в жизни Мономах проявил себя и отличным дипломатом, используя в том числе и родственные связи своих детей. Так, например, после усмирения половцев военной силой, Владимир старался удержать с ними благоприятные соседские связи, оженив своего сына Андрея с внучкой половецкого князя Туторхана. Связи с Византией Мономах постарался укрепить, выдав замуж свою дочь за претендента на византийский престол Льва Диогена. А когда последний в 1116 году пошел военным походом на Болгарию и погиб, то Мономах, будучи его тестем, выслал своих управителей, а затем и войска. Таким образом он намеревался пойти по следам своего прадеда князя Святослава Храброго и «стать твердой ногой» в Болгарии. Но получить болгарские земли ему не удалось, и пришлось улаживать испорченные отношения с Византией дипломатическим путем. После этого Владимир установил тесные связи с Венгрией и выдал свою дочь Евфимию замуж за престарелого венгерского короля Коломана. Но прочного семейного счастья в этом браке не получилось, и король отправил Евфимию к ее отцу. На Украине у нее родился сын Борис, позднее и ставший претендентом на венгерский престол. Очевидно, не зря называет летопись Владимира Мономаха «благоверным, христолюбивым, великим, чудным, святым и добрым». В свою очередь сыновья при его жизни не выходили за пределы воли своего отца, что и позволило ему управлять великим государством с помощью своих сыновей.

Весьма красноречиво и убедительно высказался об умственных, душевных и нравственных качествах Владимира Мономаха и его добрых делах как правителя великого государства митрополит Константинопольский Никифор в своем письме к Мономаху. В частности, он пишет: «Разум есть светское око души, обитающей во главе. Как ты, государь мудрый, сидя на престоле, через воевод своих, управляешь народом, так душа посредством пяти чувств правит телом. Не имею нужды во многоречии, ибо ум твой летит быстро, постигая смысл каждого слова». Затем митрополит, обращая внимание на отношение Мономаха к труду и походам, к приему гостей, пишет: «...ты, сын княжеской и царской (греческой) крови, властитель земли сильной, не знаешь дому, всегда в трудах и путешествиях, спишь на голой земле... и снимая с себя любимую одежду простую, одеваешь властительскую, когда, угощая других обедами княжескими, сам только смотришь на яства роскошные». Далее, говоря о щедрости Владимира, автор письма замечает: «Восхвалю ли щедрость, когда десница твоя ко всем простерта, когда ты ни серебра, ни злата не таишь, не считаешь в казне своей, но обеими руками раздаешь их, хотя оскудеть не можешь, ибо благодать божья с тобой?»

В заключение следует привести слова, с которых начинается «Поучение..», обращенное к детям: «О дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество».

Очевидно, без этого завещания мы не знали бы прекрасной души Владимира Мономаха, который, как метко и лаконично сказал о нем российский историк Н.М.Карамзин, «не сокрушал чуждых государств, но был защитою, славою, утешением собственного, и никто из древних князей российских не имеет более права на любовь потомства, ибо он с живейшим усердием служил отечеству и добродетели».

Олег ЯСТРЕБОВ, кандидат технических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ