Во времена, когда Украина возвращает свою историю, очень важным является освещение основополагающих этапов нашего прошлого. Впрочем, не менее важным представляется развитие и поддержка другого направления — истории институций. Можно утверждать, что, как и многое другое, многие из них требуют реформирования. Но не стоит забывать, что именно институции потенциально могут стать центрами, вокруг которых будет развиваться определенный аспект общественной жизни. Как это и случилось с Днепропетровской академией музыки им. Н. Глинки. Недавно была опубликована одноименная книга, посвященная истории заведения, продолжающейся уже 120 лет.
Книга состоит из нескольких разделов, которые раскрывают важные этапы в истории музыкального заведения. Однако первый раздел посвящен не собственно Днепропетровской академии музыки им. М. Глинки, а тому контексту, в котором она возникла. Эта часть называется «Музыкальная культура Екатеринославщины: последняя треть XVIII — конец ХІХ в.» (ее автором является профессор А. Тулянцев). Известен тот факт, что Екатерина ІІ хотела превратить город в «Южную пальмиру» («Северной Пальмирой» считался Санкт-Петербург). Были грандиозные планы по открытию университета с Академией художеств и музыки при нем, возглавить который должен был известный композитор Максим Березовский. Но эта идея так и не была реализована.
Поэтому все началось с минимального — была снята частная квартира, приглашены преподаватели (директором учебного заведения стал Д. Губарев). И таким образом хотя бы 62 ученика (по классу фортепиано — 34, скрипки — 22, пению — 5, виолончели — 1) получили возможность учиться музыке. Это стало первым этапом существования заведения. Детальнее об этом можно прочитать во втором разделе, который написан кандидатом искусствоведения И. Рябцевой и имеет красноречивое название: «От музыкальных классов Екатеринославского отделения императорского российского музыкального общества — до украинской государственной Екатеринославской консерватории (1898—1923)». Интересным в этом аспекте является также то, как глобальный нарратив украинской истории отражен сквозь призму-историю этого заведения.
Следует уточнить, что между музыкальными классами и консерваторией долгое время (в течение 1901—1919 гг.) у заведения был еще статус музыкального училища. Уровень тогдашней учебы характеризует тот факт, что музыкальные предметы преподавались по программам Петербуржской консерватории, а работали в ней музыканты не только из Украины, но и Европы (выпускники Пражской, Пармской, Лейпцигской, Венской консерваторий и др.). Существует статистика, что на 1917 год количество учеников достигло почти 1000 человек.
ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕНТРА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дальнейшая судьба заведения описана в разделе профессора Т. Медведниковой «От музыкального техникума до ведущего училища Украины (1923—1970)». В эти времена произошло немало трансформаций. в 1923 году началась реорганизация, в результате которой Екатеринославская консерватория стала музыкально-театральным техникумом, причем его статус тоже изменялся: сначала это было высшее учебное заведение, потом среднее учебное заведение, а уже потом музыкальное училище с правами среднего специального учебного заведения. Немало изменений принесла ІІ мировая война, когда училище было эвакуировано в город Тобольск Омской области, но и там продолжало свою деятельность. А уже после войны вернулось в Днепропетровск, и вскоре, в 1948 году (на пятидесятилетие заведения), ему было присвоено имя М. И. Глинки. Но особенно важным было не только возобновление деятельности заведения (в котором после войны были открыты и новые отделения), но и то, что оно стало, так сказать, платформой для музыкального образования области (в начале 70-х появилось 80 детских музыкальных школ и школ эстетичного воспитания, музыкальные училища в Кривом Роге и Днепродзержинске).
«МУЗЫКА БЕЗ ПРЕДЕЛОВ»
В следующих двух разделах («Днепропетровское музыкальное училище им. М. Глинки (1973—2003)» доцента кафедры «Народных инструментов» М. Березуцкой, «Днепропетровская академия музыки им. М. Глинки» проректора по научной работе академии В. Громченко) речь идет уже о нынешнем этапе развития заведения. За это время было построено новое здание, а в 2006 году Днепропетровское областное музыкальное училище имени М. И. Глинки переименовано в Днепропетровскую консерваторию имени М. Глинки (со временем — академию).
Кроме образовательной деятельности, это учебное заведение продолжает быть магнитом для инициатив по развитию музыкального искусства. И среди них визитной карточкой стал международный фестиваль музыкального искусства «Музыка без пределов» (основанный в 2009 году заслуженным деятелем искусств Украины, ректором учебного заведения Ю. Новиковым).
Фестиваль динамически развивается. В 2014 году был изменен формат, и акцент делается на индивидуализированном подходе к музыкальным культурам разных стран (поэтому были «Дни Германии», а также Франции, Швейцарии). После получения статуса академии, фестиваль сфокусировался на индивидуализации инструментального приоритета. В частности, в октябре прошлого года состоялся «Виолончельный вернисаж» (в котором приняли участие музыканты из Украины, Швейцарии, Германии, Румынии и Болгарии).
ОТ DNEPR BRASS FEST ДО МЕЖДУНАРОДНЫХ СИМПОЗИУМОВ
И это только одно из мероприятий. В 2016 году был проведен DNEPR BRASS FEST (академическая инструментальная музыка в представлении только медных духовых — труба, валторна, тромбон). Участниками стали музыканты из Украины, Италии, Германии, Канады, а программа охватывала не только выступления, но и мастер-классы.
Межвузовские студенческие конференции, Всеукраинский фестиваль-конкурс вокалистов имени Б.Г. Гмыри, Всеукраинский фестиваль-конкурс юных баянистов и аккордеонистов им. М. Ризоля, Международный этномузыковедческий симпозиум — это далеко не все события, проходящие в Днепропетровской академии музыки.
Кстати, результат ее работы отражен еще в одной книге — «Шлях у 120 років. Піаністи» Т. Медведниковой. Это историко-биографический справочник (объемом около 400 страниц) о выпускниках и преподавателях, ученых — известных музыкантах, связанных с академией и тех, кто родом из Екатеринославской губернии или Днепропетровска. Упомянуты и мастера, которые реализовали полученные знания за пределами Украины: можно прочесть истории не только из европейских стран, а из Эквадора или Канады, Объединенных Арабских Эмиратов или Китая. Так что 120-летняя традиция поддержки музыкального образования продолжается.