Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

3D-путешествие по украинскому наследию

Надежда Величко: «В книгу вошли не самые известные дворцы, чтобы люди увидели их, может, впервые и захотели посетить»
2 декабря, 2021 - 19:23
ФОТО ЕЛЕНЫ САРЖЕНКО

Знакомы ли украинцы с архитектурным наследием Родины? Бывали ли когда-нибудь в замках и крепостях, причисленных к историческим памятникам? Вероятно, большинство людей и не подозревают об этих строениях, которые остались с прошлых веков и сейчас, к сожалению, постепенно разрушаются. В харьковском издательстве «АССА» вышел сигнальный экземпляр необычной книги «Палаци та фортеці України».  Это книга ручной работы, которая трансформируется в обширную 3D-карту. О самом издании, его уникальности для украинского рынка и особенностях создания поговорим с автором проекта Надеждой Величко.

«ХОЧЕТСЯ СОХРАНИТЬ УНИКАЛЬНЫЕ СТРОЕНИЯ»

— Как возникла идея столь необычной книги? Почему ты вообще заинтересовалась архитектурным наследием?

— Я очень давно хотела сделать книгу с объемными конструкциями, поэтому когда директор издательства «АССА» Светлана Фельдман предложила сделать какое-то интересное издание к 30-й годовщине Независимости Украины, в голове сразу что-то включилось. Именно замками я увлеклась с тех пор, когда работала в рамках благотворительного проекта «12 часовых» с Лалой Тарапакиной, занимающейся темой восстановления культурного наследия Украины, созданием и развитием туристической привлекательности нашей страны. Я тогда просмотрела сотни фотографий, перечитала десятки историй о замках и людях. Невозможно было не влюбиться во все эти величественные строения, как невозможно было не огорчаться тем, в каком они находятся сейчас состоянии. С тех пор эти замки в моем сердце все время где-то рядом, поэтому сразу вспомнились при случае.

— Из книги в развернутом виде «вырастают» шесть строений: дворец Терещенко, Шаровский и Коропецкий дворцы, усадьба Попова, Аккерманская крепость и Генуэзская крепость. Бывала ли ты в строениях, о которых идет речь в книге? Каковы твои впечатления?

— Я была только в Шаровском дворце Харьковской области. Но в нем уже была долго и со вкусом, потому что жила там неделю в рамках проекта «Культурный хакатон», направленного на ревитализацию этого архитектурного памятника. Полтора десятка культурных активистов из разных сфер неделю проживали на территории комплекса, встречались с экспертами, чтобы в конце концов предложить свои варианты восстановления дворца. Это был просто удивительный опыт, неделя в отрыве от города и техники, даже мобильная связь была очень ограничена.

Зато были замечательные заросли и много интересных историй: не легенд о «сахарной горе», а настоящих — о том, что в имении Кенинга было электрическое освещение, плафоны в главном зале оригинальные, был телефон — первый в Харьковской губернии, коллекция автомобилей, уникальная система полива паркового комплекса и многое другое. По оценкам экспертов, через 15-20 лет этот памятник будет безвозвратно утрачен, потому что потолок находится в аварийном состоянии, а к реставрации не получается подступиться из-за бюрократических преград. Очень хочется хоть что-нибудь сделать, чтобы воспрепятствовать разрушению и сохранить уникальное здание. Возможно, книга — не самый большой вклад в судьбу этого замка, но делаем, что можем.

КНИГИ РУЧНОЙ РАБОТЫ

— Как создавались иллюстрации к книге?

— Над иллюстрациями работала студентка Харьковской государственной академии дизайна и искусств Александра Литвинова. Мы вместе с ней изучали реальные фото строений, искали архивные фото, смотрели видео, разбирались, что где и как устроено. То есть все изображения в книге не «из головы», а базируются на реальном виде этих замков. Я разрабатывала схемы, собирала их, чтобы проверить механику работы, исправляла, если что-то не работало, потом отсылала эти развертки для рисования Александре. Каждый замок состоит из нескольких деталей, соединенных по-разному, поэтому важно было разобраться, что находится на развертке и как соответствует реальности.

— Даже на вид эта книга очень трудоемкая. Как ее делают? Какова доля ручной работы? Что самое сложное?

— Сначала мы рассматривали для книги довольно простые варианты бумажных конструкций относительно несложных в изготовлении. Многие помнят такие книги с детства, так называемые «панорамки». Но, несмотря на некоторое сходство, панорамки намного проще, потому что объем формируется обычно из листа самой страницы. В процессе модели замков становились все более интересными и сложными. Изменился даже размер книги, объекты выросли почти вдвое, потому что хотелось показать дворцы во всей красе.

В результате мы остановились на сложных моделях архитектурных памятников, со многими изгибами и склейками. Все эти склейки производятся вручную. Это особенность этой технологии. Так же делается по всему миру — специально обученные люди постепенно склеивают элементы, а затем всю конструкцию вклеивают в книжный разворот. За рубежом такие книги обычно производят в Китае, но мы решили сделать весь цикл производства в Украине — от разработки макета до изготовления.

ИНТЕРАКТИВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УКРАИНЕ

— Ты исследовала рынок, когда начала работать над книгой — есть ли в Украине подобные проекты? А за границей?

— Да, я изучаю этот рынок уже давно, не только в Украине, но и во всем мире, сейчас даже готовлюсь к защите диссертационной работы по этой теме. За рубежом такие книги называются поп-ап (pop-up), дословно «с выпрыгивающими элементами», и переживают «второе рождение» через активное внедрение разнообразных гаджетов. Информационная, текстовая составляющая книги уходит в «цифру». Многих это огорчает, но есть и уникальные свойства книги, которые не могут быть воспроизведены в электронном виде.

Это, прежде всего, ее физические свойства, размеры, тактильные ощущения, сама возможность листать страницы. И именно заострение этих уникальных физических свойств составляет одно из самых активных направлений развития печатной книги. Большие объемные иллюстрации привлекают внимание, с ними хочется взаимодействовать. К нам даже подходили люди прямо в кафе, где мы собирались на рабочие встречи по обсуждению проекта и спрашивали, где купить такую книгу.

К сожалению, в Украине это направление развивается очень медленно, прежде всего потому, что такие книги дорогие. За счет большого объема ручной работы их себестоимость очень высока, издатели боятся связываться с такими сложными проектами без уверенности, что книга будет распродана. Пока я знаю одну украинскую поп-ап книгу, но конструкции в ней намного проще.

— По-твоему, кто аудитория книги?

— Прежде всего, издание позиционируется как подарочное, потому что, как я говорила, себестоимость книги высока, поэтому и в продаже она будет недешевой. Это хороший подарок для зарубежных гостей, но мы бы хотели, чтобы она нашла своего читателя и в Украине, чтобы эта книга смогла привлечь внимание молодежи к нашему — их! — архитектурному наследию. В книгу вошли не самые известные дворцы, это было целенаправленно, чтобы люди увидели их, может, впервые и захотели посетить.

— Будет ли продолжение проекта?

— Очень бы хотелось. Книга «Палаци та фортеці України»  выходит как первая в серии «Ожила спадщина». Планируется, что будут другие издания, в которых речь пойдет о нематериальном наследии — вышивке, гончарстве; о современной архитектуре; о выдающихся личностях; о природных достопримечательностях. Планов много, но все будет зависеть от успешности первого издания.

— Половина прибыли от продажи тиража будет направлена ??на восстановление заброшенных исторических памятников. По-твоему, готовы ли украинцы вкладывать деньги в сохранение своей истории?

— Мы верим в это. На самом деле, в Украине много людей, которые готовы вкладываться в свою страну. Но многие просто не знают, что есть такие замки, какие они, в каком состоянии. До многих из этих построек сложно добраться даже на машине. Поэтому хотелось бы, чтобы эта книга стала своеобразным путешествием по Украине и познакомила самих украинцев с собственным государством.

Подготовила Юлия ИЛЮХА
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ