Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«ДД-08» – без морализаторства

24 июня, 2010 - 21:10

Странновато мне было перевоплощаться в тинэйджера, но чуть ли не сами в руки попросились эти книжечки, на обложках которых повторялись окошки с двойной буквой «Д» и цифрами 08. Опознаваемая и привлекательная серия «Дивний детектив-08» издательства «ГРАНІ-Т». И на что только не пойдут взрослые, лишь бы приучить тех, кому от 12 до 16 лет, читать книги! Привлеченные писатели Андрей Кокотюха, Наталия и Александр Шевченко, Олесь Ильченко, Богдан Жолдак, Евгения Кононенко и другие — бойко ухватились за такую неотложную воспитательно-развлекательную идею. Выяснила: кое-кто уже написал по двенадцать «маленьких романов» для подростков. На сегодня появилось пятнадцать ярких покет-буков.

Чрезвычайно трудное задание — писать для нынешнего молодняка: его намного больше интересует что угодно, но не книги. Из-за этого «серийное мышление» авторов «ДД-08» придумывает для них героев, познакомившись с которыми тинэйджеры, по замыслу, должны были бы охотиться за следующими изданиями. В сущности, писатели-детективщики должны преодолеть просто-таки гигантский коммуникативный разрыв, образованный между поколениями, разрыв куда более значительный, чем каких-то двадцать лет тому назад. И у кого более естественно, а у кого-то менее адекватно здесь воспроизведен язык тех, кому от 12 до 16. Так как непросто напомнить подросткам: существует литературный язык, богатый и гибкий. В то же время — передать речь и мировосприятие тех, кто очутился на цивилизационном разломе. Без технических «наворотов», разных «примочек», «приколов», соответствующего жаргона, постоянного обыгрывания слов и понятий, названий модных групп и других реалий не обойтись! Изобретательности, фантазийности нашим писателям вроде бы хватает, в частности, и вышеназванным. Однако определенной искусственности — не избежать, хоть плач! Оно и понятно: все-таки закрутить сюжет со сногсшибательными приключениями где-то в Карпатах, использовав «фактурность» «мольфарів», все-таки легче, чем спечь пирог с начинкой из лав-стори и фэнтези в городских условиях. А, может, я ошибаюсь? И еще ведь необходимо суперделикатно «протянуть идею»: вечные ценности в жизни, опора на позитив, умение общаться, держать удар в испытаниях и тому подобное. Итак, это почти филигранная работа, ведь давно известно: для детей (и подростков так же) нужно писать словно для взрослых, но значительно лучше. И — без морализаторства.

Хорошо, что некоторые авторы пытаются преодолевать вместе со своими героями гендерную патриархальщину. А нехорошо, когда тексты изобилуют: «почувся новий звук», «чинно вечеряють», «шерстяна ковдра», «фізрук», «у тонкощах гри не розбирався». Будьте бдительны, уважаемые: вас читают подростки!

Людмила ТАРАН
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ