Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Детям — об исторической травме

Вышел в свет первый сборник произведений для детей о Голодоморе 1932—1933 годов
10 февраля, 2012 - 13:10

Недавно благодаря совместному труду журнала «Крилаті» и Союза украинской молодежи в Украине в издательстве «Свічадо» вышел сборник прозаических и поэтических произведений для детей «Зернышко надежды», который призван в доступной форме рассказать детям разного возраста о страшных событиях 1932—1933 годов. Конечно, самому ребенку будет трудно найти ответ на большинство вопросов, связанных с Голодомором, именно поэтому составители сборника советуют родителям и учителям строить активный диалог с малышами. В этом им помогут советы психолога, помещенные в начале книги, по поводу того, как именно нужно читать эти произведения, на что обращать внимание ребенка и как отвечать на сложные и противоречивые детские вопросы в отношении голода.

«По моему мнению, невозможно не говорить с детьми на эту тему, поскольку дети являются частью общества, частью социума, они слышат эту информацию из телевизоров, особенно в те дни, когда мы отмечаем память жертв Голодомора. У них возникают вопросы, и нужно уметь давать им ответы. Мы не можем скрывать какую-то страницу нашей истории только потому, что не знаем, как об этом рассказать детям», — объяснила «Дню» составительница сборника «Зернышко надежды» Людмила ЮРЧЕНКО.

Произведения для сборника написаны современными украинскими писателями. Здесь можно найти как сказки и стихотворения для дошкольников, так и рассказы для среднего школьного возраста. Произведения в сборник отбирали при активном участии педагогов и психологов-консультантов. «К авторам мы с психологами выдвигали следующие требования: чтобы это было не страшно, чтобы не было нагнетания разных эмоциональных моментов, чтобы были правдиво показаны причины и следствия. Скажем, у нас есть сказки, в которых главными героями выступают не дети, а животные, которые также в довольно деликатной форме передают события времен Голодомора», — рассказывает пани Людмила. По ее словам, кандидат психологических наук Людмила Гридковец, тоже работавшая над книгой, посоветовала авторам подавать факты в форме констатации. «То есть не нужно сгущать краски, не нужно расписывать страдания главного героя, потому что для детской психики достаточно даже фактов, потому что наша история того периода и так очень страшная», — объясняет пани Юрченко.

«Зернышко надежды» — это произведения авторов третьего поколения. Мы последние, кто слышал о трагедии от родных. Для тех, кто после нас, — это будет уже просто история. Вот это ощущение причастности к истории через семейные отношения, цепочку поколений и важно было передать нам, авторам», — объясняет один из авторов сборника, писательница Зоя ЖУК (Зоряна Живка).

В западной детской литературе сегодня трудно найти тему, которая была бы неудобной или запрещенной, главное — корректно и понятно представлять ее детской аудитории. Скажем, детские книги о Холокосте там не являются чем-то исключительным, их можно найти в каждом книжном магазине. «Должен отметить, что изучение исторической памяти и исторической травмы нации или культуры становится все более важной темой на Западе. Например, январский номер международного журнала о детской литературе «Bookbird» частично посвящен исторической травме. Недавно в другом академическом журнале «Children’s Literature» также было опубликовано несколько статей о Холокосте. Приводя примеры, я веду к тому, что о теме Голодомора в детской литературе нужно писать и говорить как на научном уровне, так и в повседневной жизни», — рассказывает Оксана ЛУЩЕВСКАЯ, детская писательница, которая в настоящее время учится и живет в США.

Сегодня в Украине трудно найти детскую литературу, посвященную Голодомору 1932—1933 годов, — разве что свежий сборник и несколько произведений, написанных значительно раньше. «Следует вспомнить «Легенду о колосках» Веры Вовк, созданную в 1954 году. Значительным явлением в литературе диаспоры стала и повесть «Камни под косой» Ольги Мак (повесть дважды переиздавалась в независимой Украине), ее святочный рассказ «Разогретые души» менее известен, но он, из-за лаконичности формы и специфичности жанра «рождественской истории», пронимает еще глубже. Это писали очевидцы», — перечисляет Зоя Жук, давно интересующаяся данной темой.

Небольшой по объему сборник «Зернышко надежды» — чрезвычайно важная книга, она является кирпичиком в фундаменте нового мировоззрения, ведь беседовать о Голодоморе с детьми — это воспитывать человека с иными жизненными ориентирами, человека свободного и мыслящего, человека сочувствующего, знающего и уважающего нацию, объединенную исторической травмой. Прочитав эти произведения, в следующий раз дети уже сознательно будут ставить свечу в День памяти, понимая, почему и зачем они это делают. «Главное, чтобы произведение о сложных исторических событиях имело оптимистичный конец. Жизнь и человеческое достоинство побеждают все, даже самое страшное — эта идея будет поддерживать ребенка в последующей жизни», — убеждена Зоя Жук.

Мария СЕМЕНЧЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ