Имя Василия Николаевича Ткаченко довольно хорошо известно украинской гуманитарной общественности. Известный публицист, историософ, политолог, доктор исторических наук, член-корреспондент Национальной академии педагогических наук Украины, этот ученый (его публикации по актуальным проблемам отечественной современной политики, национальной истории, становлению украинской идентичности известны, в частности, и читателям «Дня») исследует, среди других сверхважных вопросов дня сегодняшнего, и феномен российского «старшебратства», который всегда был тормозом — а теперь эта угроза явно преумножилась — на пути украинского народа к европейскому просветительскому и демократии.
Название нового труда Василия Ткаченко — «Україна-Росія: на сконі «пропащого часу» (издательство «Політія», Киев, 2018 год) отсылает читателей к идее Михаила Драгоманова об историческом периоде «пропащего времени» — пребывания Украины под властью Москвы. Вообще, книга В. Ткаченко (она, кстати, состоит из таких разделов: «Предгрозье» — период до начала украинско-российской войны; «Гроза» — здесь смысл названия понятен; «Распутье» — размышления автора о 2018 годе; «От государства приватизированного — к правовому» (вместо послесловия) насыщена неожиданными мыслями, идеями, взглядами — не всегда неопровержимыми, но тем более интересными — разных людей: наших современников или известных исторических деятелей теперь уже далекого прошлого.
Взять хотя бы Михаила Драгоманова. Этого мыслителя, основателя украинской политологии, ныне стало уже модным обвинять в «недостатке патриотизма», «социалистических грехах», «федеральном соглашательстве с Москвой» и др. Василий Николаевич, однако, приводит слова Драгоманова, где с предельной четкостью видно, как этот историк расценивал время пребывания украинцев «под Москвой» (следует напомнить это высказывание): «Нечего удивляться, что за то время, как Украина присоединилась к Московскому царству, с его своевольным царем, с крепостничеством, жившему без науки, — то царскон своеволие съело вольности украинские, московское боярство помогло взойти на Украине зернам крепостничества, а просветительство начало на Украине расти очень тихо, так тихо, что небольшая часть украинских грамотных людей разделилась — и на Московщину; свободным же мыслям, которые росли уже в Европе вместе с наукой и оттуда переходили к нам, теперь поставлен был забор царской и чиновнической своевластием. А если бы теперь среди украинского народа появились мысли и намерения выступить против роста неволи, то уже теперь они должны были бы удариться не только о тех своих людей, которым выгодна была неволя человеческая, но и о московское правительство и войско, а то и о народ, который понимал дело так, что украинцы совершают предательство, когда не слушают «нашего царя» и так далее. («Пропащий час», написано в 1876 году, когда украинское национальное движение еще было «громадовским»).
Василий Ткаченко считает (и похоже, небезосновательно), что «оценку этим пророческим словам можно понять в полной мере лишь в контексте агрессии, совершенной в 2014 году Российской Федерацией против Украины. Нужны ли после этого еще какие-то доказательства того, что именно это «непослушанство» украинцев по отношению к неоимперским стремлениям президента РФ Владимира Путина наглядно оправдывает в глазах рядового «русского человека» развязывание позорной «гибридной войны» против соседнего государства? Войны низменной и подлой, вынуждающей человека, занимающего высокий пост президента государства, выкручиваться и врать как перед зарубежной общественностью, так и перед собственными гражданами».
Политолог, публицист и дипломат Збигнев Бжезинский; один из выдающихся философов ХХ века Теодор Адорно; начальник Генштаба армии страны-агрессора Валерий Герасимов; исследователь тревожных последствий глобализации, экономист, Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц. Взгляды этих людей предстают в исследовании Василия Ткаченко во всей глубине, дальновидности — и в то же время коварстве, цинизме, имперской слепоте (Герасимов!). В этом и ценность книги.