Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«И футурист, и антиквар»

Впервые за время независимости издана большая обстоятельная книга избранных произведений Михаиля Семенко
25 марта, 2010 - 19:39

Он был, по-видимому, самым живым и самым неутомимым деятелем украинского литературного возрождения 20-х годов. Непрекращающиеся эксперименты, организационные усилия, поэтические сборники, литературные журналы — и все во имя развития такого интересного и контраверсионного стиля как футуризм.

В киевском издательстве «Смолоскип» впервые за время независимости вышла из печати большая и обстоятельная книга избранных произведений Михайля Семенко, главного украинского авангардиста и футуриста, одной из центральных фигур украинской поэзии ХХ века.

Михайль (Михаил) Семенко родился на Полтавщине в 1892 году. Символично, что его мать была писательницей с псевдонимом Мария Проскуривна, а ее произведения выделялись заметной традиционностью и не имели ничего общего с формалистическими затеями сына. Перед Первой мировой войной Семенко учился в Петербурге, в Психоневрологическом институте. Литературоведы считают, что именно там он в первый раз увидел выступление русских футуристов и влюбился в это литературное направление. По этой причине Семенко часто будут упрекать во вторичности, но трудно не заметить, что, учитывая достижения футуризма, например, русского или итальянского, он в поэзии нашел собственную индивидуальную интонацию. С началом войны Михайля Семенко мобилизовали, и он несколько лет жил постоянно в разных городах развивающейся империи — в русском Владивостоке, латвийской Риге, в Киеве, Кибинцах и так далее, пока в 20-х годах окончательно не осел в тогдашней столице Советской Украины — Харькове.

Семенко стал первым, кто целеустремленно организовывал в Украине авангардную литературу. К новому — особенно для нашей литературы — направлению он привлекал внимание с помощью эпатажных заявлений, статей и манифестов. Смерть искусства, распад языка, борьба против культа Шевченко, «рывки» в будущее — все это не на шутку раздражало большинство публики, однако сделало из Михайля известную личность. Так что теперь уже все, кто хотели экспериментов в литературе, тянулись к нему, а Семенко стал организатором и культуртрегером. Собственно говоря, громкие манифесты и концепции футуристов всего мира в значительной степени стоит воспринимать, цитируя их оппонента Мыколы Хвылевого, как «лише запах слів». Ведь пропагандируя смерть и деструкцию искусства, Михайль Семенко продолжал писать стихотворения и издавать журналы, самым заметным из которых стал журнал «Нова Генерація».

В 20—30-е годы Семенко вступил в знаменитую литературную дискуссию, между футуристами и ВАПЛИТЕ возникла очень грязная полемика, с обоюдной клеветой и политическими доносами, уже на то время весьма опасными. Возможно, именно из-за того, что Семенко был тогда против Хвылевого, нынешнего главного символа «Розстріляного Відодження», о лидере футуристов меньше, чем о многих других тогдашних авторах, было в последнее время говорено, а произведения почти не печатались. В длительном недовозвращении Семенко из забвения сыграла роль и его откровенная поддержка коммунистической власти. А также то, что экспериментальность его произведений не всем понятна и по сей день. Вот почему так важно, что его тексты, наконец, нормально переиздали.

«Смолоскиповские» «Избранные произведения» содержат поэзию Семенко, его теоретические размышления, статьи и манифесты, тексты разных лет и авторов о его творчестве, интересные, а иногда и забавные фотоматериалы, литературоведческое вступление исследовательницы авангарда Анны Белой и короткую биографию поэта. Последнюю, кстати, хотелось бы видеть более обстоятельной и подробной, но, возможно, доступные на сегодня источники просто не позволили ее сделать такой.

Откройте поэзии Михайля Семенко — и увидите, насколько правильно он однажды определил собственное творчество: «и футурист, и антиквар». В текстах, взятых из разных сборников, вырисовывается два, а то и больше, достаточно разных Семенко. Один из них поэт-экспериментатор, он раскладывает тексты на звуки, соединяет слова в визуальные структуры, эпатирует инородной риторикой. Вот так:

«СТАЛО ЛЬО ТАЛО
          АЛЬО РІОЗО
                   ЮЗО
                         БІРЮЗО...

Или так:

«Понеділок
         Вівторок
                Середа
                      Четвер
                             П’ятниця
                                    Субота
                                          Неділя («Сім»)»

А второй Семенко, между тем, не оставляя фирменной, слегка издевательской, изобретательности предлагает нам более универсальные и лирические изобретения, в то же время остроумные, экзистенционные и сентиментальные.

«Упала одна за комір —
бідна сніжинка —
і розтала.
Бідна сніжинка впала.
Бідна сніжинка. («Сніжинки»)
Хотілось пива і свіжого повітря.
Хотілось, щоб з рельсів зійшов трамвай.
Вривались іноді подихи вітра.
Був май. («Весна»)
Багнеться бути
кондуктором на товаровому потязі
в похмуру ніч
темну ніч
осінню дощову
сидіти на тормозі
(...)
навіки
мріять
мріять
вдивляючись в сутінь.


(«Кондуктор»)»

Это колебание между экспериментом, бравадой и сентиментами, по-видимому, и является главным секретом поэтического феномена Михайля Семенко. Во многих случаях (хотя и не всегда) эти ингридиенты складывались во вкусное, но не для каждого доступное, литературное блюдо.

В 1937 году Михайль Семенко имел выступление в Киеве, а уже в поезде на Харьков его арестовали. Не помогли ни регулярные публицистические выступления в поддержку компартии, ни клеймение национализма. Очевидно, Семенко была заранее определена роль жертвы. Да и яркие, оригинальные, заметные персонажи в украинской культуре, пусть даже и лояльные, были вовсе не нужны власти. 23 октября 1937 года его расстреляли, хотя в харьковском телефонном справочнике все еще значился домашний номер поэта: 9-09-73. Что ж, теперь в нашем распоряжении и широко доступны не только эти пять цифр, но и новая книга с произведениями и информацией об одном из неординарных поэтов нашего ХХ столетия.

Олег КОЦАРЕВ, специально для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ