Что, вплоть до недавних времен, находилось в центре внимания величайших историков? Политико-властные коллизии; экономические процессы; международные конфликты; знаменитые революции, социальные потрясения; перевороты в духовной жизни... Одним словом — история «публичная», прежде всего история событий, а не обычных, простых людей (последние не считались, как правило, достойным объектом исследования). И только в последние десятилетия (во второй половине ХХ века), как результат благотворного процесса гуманизации и «очеловечения» исторической науки, было основано новейшее направление — история повседневности.
В противоположность истории событий здесь изучается та повседневная (будничная, обычная) жизненная практика, в которой реализует себя каждый (пусть даже совершенно незначительный) человек, в которой он, собственно, существует каждый день и каждую минуту, которая является для него единственной жизневоссоздающей средой. Что человек ел в тот или другой период истории, каким было его жилье, как он одевался, каким конкретно образом зарабатывал себе на жизнь, что именно читал, как получал информацию о мире, какой была его семейная жизнь — вот тот круг вопросов, изучением которых занимаются специалисты по истории повседневности.
Поэтому воистину знаменательным событием для всех любителей и почитателей музы Клио стал выход в свет двух фундаментальных монографических изданий (оба — в двух томах, объемом около 800 страниц каждое): «Очерки повседневной жизни Советской Украины в эпоху нэпа (1921—1928 гг.)» и «Послевоенная Украина: очерки социальной истории (вторая половина 1940-х — середина 1950 гг.)». Первое, что можно сказать, ознакомившись с этими четырьмя уникальными томами (изданы Институтом истории Украины НАН Украины; главный редактор обоих изданий — академик НАН Украины Валерий Смолий; ответственный редактор первого двухтомника — доктор исторических наук Станислав Кульчицкий, второго двухтомника — член-корреспондент НАН Украины Виктор Даниленко) — такого исследования в Украине еще не было. Впервые на высоком научном уровне комплексно изучены и проанализированы практически все значимые аспекты повседневной жизни разнообразных слоев украинского общества двух судьбоносных периодов украинской истории: эпохи НЭП, когда страна, казалось бы, еще не потеряла шанс отстоять хотя бы минимально цивилизованные правила сосуществования государства и экономики (вспомним еще о процессе «украинизации», который охватывает именно эти годы); и первого послевоенного десятилетия (1945—1955 гг.), когда Украину, безмерно обессиленную и дотла разрушенную страшной войной, ожидали новые колоссальные испытания, новые разочарования и новые огромные возможности...
Рассмотрим конкретные разделы обеих коллективных монографий. После статей, посвященных теоретико-методологическим аспектам изучения повседневной жизни (мы эти аспекты еще коротко затронем: здесь тоже есть немало интересного) читатель первого тома имеет возможность ознакомиться со страницами, где рассматриваются следующие проблемы: власть и общество в эпоху новой экономической политики; между революцией и коллективизацией: крестьянский ренессанс (большой и интересный раздел, где мы находим рассказ о крестьянине как собственнике и труженике, о крестьянине как экономисте и «коммунаре», о крестьянине в кругу семьи, крестьянине как политике и как философе); жизнь рабочих в эпоху НЭП (все, что касается их трудоустройства, источников существования, жилищно-бытовых условий и медицинского обслуживания); будни компартийного функционера пореволюционного времени (социальный тип номенклатуры; политическая деятельность как служба; льготы и привилегии номенклатуры; контроль за номенклатурой); повседневная жизнь учителя; очерки студенческой жизни; этническое измерение повседневной жизни украинского общества; жизнь православного духовенства; новая буржуазия в условиях НЭП.
Разнообразие тем, анализов, подходов... Не менее интересна и вторая двухтомная коллективная монография, посвященная последним годам сталинского правления. Здесь речь идет о жизни партийно-государственной номенклатуры послевоенной Украины (ее образовательно-культурном уровне; послевоенная власть в оценке граждан; повседневная жизнь номенклатуры); научно-педагогической интеллигенции как социально-профессиональной прослойке в 1945—1955 гг.; студенчестве в социальной структуре советской Украины; репатриантах и «врагах народа» как маргинальных группах украинского общества; социальной политике государства 1945—1955 гг. глазами рабочих и крестьян; социальном сознании и поведении населения Украины; социорелигиозной жизни Украины в описываемый период... В итоге складывается довольно впечатляющая картина подавленного тиранической властью общества, в котором, тем не менее, не исчезали (и не могли быть окончательно подавлены) вечные идеалы добра и человечности...
Но интересно ответить на один неизбежный (и очень существенный) вопрос: почему так важно, перспективно и необходимо изучать историю повседневности? Почему речь идет об, очевидно, важнейшей составляющей социальной истории? Потому что здесь ярко проявляется вся совокупность общественных отношений (к тому же, не искаженная идеологическим «фильтрованием», как это нередко случается); в сущности говоря, повседневность окружает нас всегда и везде, хотя мы и не замечаем ее, как воздух, которым дышим... Вот почему, как пишет доктор исторических наук Ольга Коляструк, «без изучения механизмов ежедневного бытия человека невозможно адекватное понимание не только его частной сферы, но и общественной жизни в целом». Вот почему две двухтомные коллективные монографии, о которых мы рассказали, являются довольно удачным «пересадкой» на украинскую почву разработок Фернана Броделя, Норберта Элиаса, Люсьена Февра, Марка Блока, Роллана Барта, Юрия Лотмана, Георгия Кнабе и других известных ученых, которые сделали прямой или косвенный вклад в создание «истории повседневности» — и потому эти книги заслуживают пристального внимания не только узкого круга специалистов, но и общества в целом.