Одним из постоянных «обитателей» рейтингов продажи современной украинской литературы является писательница Ирина Чернова, которая издает книги под псевдонимом Люко Дашвар. В литературной и окололитературной среде ходят чуть ли не легенды о том, насколько она непубличное лицо. Тем не менее пани Дашвар любезно согласилась дать небольшое интервью для «Дня».
— Расскажите, как у вас появился псевдоним Люко Дашвар?
— Первую книгу «Село не люди» в 2007 году я отсылала на конкурс «Коронація слова». Конкурс анонимный, присланную рукопись надо было подписать псевдо. Тогда возник псевдоним Люко Дашвар. Ну и прижился.
— Ваши книги часто оказываются в топах продаж книжных магазинов. Относите ли вы свои тексты к так называемой массовой или популярной литературе, о необходимости активного продвижения которой говорят одни и клеймят другие?
— Читатель о «масслите» не спорит. Для меня лично, как для читательницы, есть литература, которая мне интересна, нужна, которая вдохновляет, и та, которую я откладываю и к которой не возвращаюсь. С такими же оценками подхожу и к собственным текстам: либо они станут нужны читателю, либо нет. Теоретизировать же по этому поводу считаю делом бессмысленным.
— Люко Дашвар то получает награды от книжных рейтингов, то оказывается в номинантах на антипремии. Насколько вам важно мнение о ваших книгах? И если важно, то чье именно?
— Я — не глухая. Анализирую мнения серьезных экспертов, просматриваю отклики читателей, сверяю их впечатления со своими замыслами. Есть над чем думать! Что же касается «Золотої бульки», которой в прошлом году «Литакцент» «наградил» мою книгу «Рай.Центр», то это событие не относится к тем, где есть над чем думать. Да, «булька»!
— Знаете, лично меня из книг Люко Дашвар наиболее заинтересовал «Рай.Центр». И вот такое впечатление: Киев там предстает немного демоническим, негативным, злым городом, а маленькие городки и села выглядят несколько идеализировано чистыми. А в жизни какие у вас отношения с Киевом?
— Каждый автор создает свой мир, так что спорить о его реалиях можно, но вряд ли стоит. Я переехала в Киев 11 лет назад и до поры до времени думала: со столицей у меня будут только деловые отношения. Не больше. Но время шло, я нашла здесь «свои» места, любимые уголки, «своих» облупленных ангелов на фасадах старинных домов... Подол люблю. Там пути не от улицы до улицы — от храма до храма.
— Какое место в вашей жизни занимает Херсон?
— В Херсоне родственники, друзья. Там — могилы родителей. Не возвращаться туда — невозможно.
— Не жаль бывает убивать героев? Не страшно?
— И страшно. И жаль. Сами меня ведут...
— Что вы сейчас пишете? Когда выйдет новая ваша книга?
— Надеюсь, новая книга выйдет осенью. Сейчас заканчиваю работать над ней.
— А какую литературу сами любите читать?
— Разную, в зависимости от настроения и наличия свободного времени. Одновременно это могут быть стихи Бродского, «Теория литературы» Соломии Павлычко и «Энциклопедия символов». Последние приобретения — сборник Антонича «Украинские литературные школы и группы 90-х годов ХХ в.» и «Декамерон. 10 украинских прозаиков последних десяти лет».
— Иногда появляется ощущение, что текстам Люко Дашвар присуща определенная кинематографичность... Откуда это? Какое кино вы, кстати, любите?
— Кинематографичность? А давайте спишем это на особенность авторского стиля. Читаете — и просто видите! Разве это плохо? В кино, как и в литературе, музыке, живописи, мне нравятся произведения и авторы, к которым хочется возвращаться. Форман, Гайдай, Кустурица, Параджанов, Вырыпаев... Немало талантливых. Нет смысла перечислять всех. Будем считать, очертила направления.
— Чем бы вы объяснили то, что из украинских книг читатели чаще всего покупают произведения, в большей или меньшей степени связанные с историей (даже в «Рай.Центре» есть довольно красноречивый выход на историческую тематику)? Почему украинский читатель требует еще и еще книг об истории?
— Не знаю. Наверное, это вопрос к исследователям и социологам. Могу рассуждать как обычный читатель. Да, лично для меня большинство исторических событий родной страны и до сих пор «терра инкогнита». Хочется наверстать. История увлекает, ликвидирует недостаток информации, дает возможность четче понимать то, что происходит в стране сейчас. Жаль, только оптимизма не добавляет.
— А какой тематики, по-вашему, не хватает современной украинской литературе?
— А почему вы считаете, что современной украинской литературе чего-то недостает? Не думаю. Окиньте взором. Есть из кого выбирать.
— Ощущаете ли вы в нынешней общественно-политической ситуации потребность как-то манифестировать свои взгляды? В быту, творчестве или публичном пространстве?
— Особенно в быту. Сделаю принт на футболке «Молчу! Потому что думаю!». Если же серьезно, то меня раздражает и утомляет любая пустопорожняя болтовня. Что манифестировать? Делать надо. Что именно? Да то, что собирались только манифестировать! Тяжело? Нереально? Тогда молчите.
— Может ли сегодня писательница, книги которой регулярно находятся в топах продаж, позволить себе жить, благодаря писательскому труду?
— Пишу и с того живу. Кроме книг, пишу и сценарии для кино и телевидения. Хватает ли? Вполне. Не жалуюсь, но от большего бы не отказалась.