Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мишель ТЕРЕЩЕНКО: Предыдущий российский президент благодарил моего дедушку

Вышла книга о Михаиле Терещенко, написанная его внуком
19 января, 2012 - 20:54
МИШЕЛЬ ТЕРЕЩЕНКО
МИХАИЛ ТЕРЕЩЕНКО СО СВОЕЙ ВТОРОЙ ЖЕНОЙ ЭББОЙ ХОРСТ, ЛОНДОН, 1950-е ГОДЫ

Издательство «Ника-центр» презентовало книжку «Первый олигарх. Михаил Иванович Терещенко (1886—1956). Необычайная история жизни моего деда, как ее рассказала бы мне бабушка». Эти псевдомемуары, по сути, вымышленные (правда, на солидной документальной основе) внуком выдающегося мецената и финансиста, стали поводом для встречи с автором.

...Трудно передать ощущение, когда сидишь лицом к лицу с внуком человека, который последним из министров Временного правительства покинул Зимний дворец — арестованный пьяными матросами Ленина; человека, который дружил с Блоком и Шаляпиным, принцем Рене де Монако и банкиром Ротшильдом, который был в сговоре с великим князем против действующего царя, который потерял все и опять поднялся от попрошайки до банкира международного класса; наконец, человека, предки которого построили в Киеве немало знаменитых сооружений. Сознаюсь, дыхание перехватывало.

Мишель Терещенко — бывший подводник, работал в Соединенных Штатах. Позже основал компанию по производству оборудование для подводного плавания во Франции и разведения водорослей на Филиппинах и Мадагаскаре. Позже пан Терещенко стал консультировать крупные аграрные компании Франции и инвестировать в украинскую землю. Его компании в Шостке, Глухове, Новгороде-Северском выращивают лен и коноплю. Вот такое возвращение к далеким, казалось бы, украинским корням.

«БАБУШКА ОСВОБОДИЛА ДЕДУШКУ ИЗ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ ТЮРЬМЫ»

— Мишель, вы написали книгу от имени своего деда, самого богатого человека Российской империи начала ХХ ст. и самого демократичного министра в правительстве Александра Керенского, близкого друга Александра Блока и любимого бизнес-партнера семьи Ротшильдов — Михаила Терещенко. Сколько в этой книжке правды и сколько — выдумки?

— Я не претендую на историческую истину. Конечно, фактов достаточно. Я читал мемуары Керенского, работал в государственном архиве здесь, в Киеве. Но есть и легенды. В Украине и России сохранилось немало воспоминаний и переводов о семье Терещенко. Правда это или нет? По крайней мере не мне это выяснять. Однако, я надеюсь, что все, о чем мне рассказывали, — правда.

Это не книжка «от имени деда», это, как указано в подзаголовке, — «история жизни моего деда, как ее рассказала бы мне бабушка». Понятно, что я знаю не все — ведь и моя бабушка знала далеко не все.

— Бабушка и в самом деле рассказывала вам о жизни дедушки?

— Немного. Маргарет Ноэ была француженка, встретилась с дедом в Париже в 1907 году, они жилы вместе вплоть до революции 1917 года, потом она освобождала дедушку из Петропавловской тюрьмы, они обручились в Норвегии, а через несколько лет расстались. Следовательно, почти 15 лет совместной жизни. Бабушка много знала о молодом Терещенко, о периоде Первой мировой войны и Октябрьского переворота и гораздо меньше — о его жизни после развода. Я также об этом знаю меньше. То, что касается истории семьи Терещенко, киевского периода жизни дедушки, — это уже из украинских архивов.

— Наверное, после Октябрьского переворота и освободительных движений в Украине архивы семьи были в большей степени утеряны...

— Нет, архивы Терещенко сохранились. Люди — в Украине и России — чтут память о дедушке. Я им за это очень благодарен, в частности директору Государственного архива Ольге Музычук. Архивы разъехались по разным местам — Киев, Санкт-Петербург, Москва, Прага. Есть и семейный архив, но он небольшой — то, что сохранилось на борту яхты «Иоланда», когда-то самой большой в мире, и на вилле «Марипоза» в Канах, бывшем центре семьи Терещенко да и всего русского beau monde тогдашней Французской Ривьеры. Много фотографий в книжке — именно из семейного архива.

«ДОЛГИ РОССИИ ДЕДУШКА-ЭМИГРАНТ ВОЗМЕЩАЛ ВСЮ ЖИЗНЬ»

— А какова судьба виллы и яхты?

— Проданы. Как министр финансов во Временном правительстве России в марте-мае 1917 года дедушка устроил так называемую Ссуду свободы — международный кредит, который должен был помочь России. Он лично поручился за Ссуду. Конечно, после революции Ленин отказался платить кредит, тогда международные банкиры, хотя дед был близким другом многих из них и в то время скрывался от советских агентов в Норвегии, потребовали деньги именно от него. Кстати, Луи Ротшильд, дедушкин товарищ, сделал то же для Франции — лично поручился за международную ссуду. Но Франция победила, вернула кредит, и Ротшильд стал чуть ли не национальным героем. А Михаил Терещенко должен был продать и яхту, и виллу, вообще все. А второй в мире по размерам синий брильянт «Терещенко» бабушка отдала Троцкому, чтобы тот способствовал побегу деда из тюрьмы.

И даже после этого долг остался! Дедушка платил всю жизнь, вплоть до 1938 года. И очень гордился потом тем, что все-таки оплатил, без посторонней помощи.

— Получается, изгнанник-украинец Михаил Терещенко платил международные долги Российской империи и большевистского Кремля. Вот так история.

— 10 лет назад я с нынешним министром культуры России, а тогда — послом России во Франции Александром Авдеевым посетил могилу дедушки в Монте-Карло. Там было зачитано письмо Владимира Путина. Тогдашний президент России благодарил дедушку за все, что тот сделал, за ту огромную сумму, которую тот оплатил.

— В 1917—1920 гг. в Украине состоялась первая попытка создать независимое национальное государство. Немалая часть того государства еще находилась «под знаком» Терещенко. Здесь стояли сахарные заводы, фабрики, поместья, дворцы, музеи Терещенко. Десятки тысяч жителей Украины работали на вашу семью. Ваш дед — одно из главных лиц в руководстве России — как он отнесся к попыткам Украины обрести независимость?

— В июле 1917 года мой дед — депутат Государственной Думы и министр иностранных дел Временного правительства — вместе с Ираклием Церетели и Александром Керенским посетил Украину, где только что вышел Первый универсал Центральной рады — созданной, кстати, при содействии Временного правительства. Конечно, Михаил Терещенко никоим образом не был сторонником независимости Украины. Вдоль всей границы России тогда простиралась Германия — главный противник Антанты, в состав которой входила и Россия. Немцев Терещенко всегда считал своими главными врагами. И он думал, что отделение Украины от России будет выгодно немцам, что Россия будет ослаблена, Германия получит шанс выиграть Первую мировую войну и сразу оккупирует Украину. Он считал, что целесообразнее защищать Украину в составе Российской империи, чем оставить без защитника. Смотрите: ведь после Брест-Литовского соглашения сразу началась немецкая оккупация.

Семья Терещенко всегда гордилась своим украинским происхождением. Вспомним символический жест основателей династии — Артемия и Николы Терещенко: в 1870 году царь Александр ІІ решил даровать им дворянство. Дворянам надлежит иметь герб. И герб Терещенко — два льва со щитом, на котором сноп ржи в львиной лапе — был выполнен в желто-синей гамме, необычной для геральдистов. Представьте себе удивление царя! Это был смелый вызов тогдашнему режиму.

— Почему именно львы?

— Терещенко считали львов одним из символов Украины. Посмотрите на фризы нынешнего Национального музея Тараса Шевченко — это бывший дом Николы Терещенко, моего прапрадедушки — и вы увидите львов. Посмотрите на чугунную лестницу резиденции Артемия Терещенко в Глухове — на малой родине семьи — здесь также львы! Этот дом построен в 1855 году. Следовательно, лев уже тогда был символом нашего рода. Почему так — не знаю.

«ЧАСТНЫЕ МУЗЕИ ТЕРЕЩЕНКО ФИГУРИРОВАЛИ ВО ФРАНЦУЗСКИХ ПУТЕВОДИТЕЛЯХ 1902 ГОДА»

— Весь «пятачок» вокруг нынешнего Шевченковского парка принадлежал когда-то семье Терещенко, в том числе и нынешний Музей Ханенко, ведь Варвара Ханенко в девичестве носила фамилию Терещенко, и Музей русского искусства, потому что это бывший дворец Федора Терещенко. Не было ли идеи создать «музей Терещенко» — в Украине или во Франции?

— Во Франции такого музея просто не может быть, потому что картин там не было. Думаю, музеев достаточно.

Действительно, всю эту землю приобрел Никола Терещенко. Здесь поселилась вся семья, каждый построил себе по дому. Владимирский собор также возведен на земле моего прапрадедушки и за его средства.

Нужно сказать, что в каждом доме был музей, зимний сад, богатая частная коллекция. Сохранился французский путеводитель «Бедекер» по Киеву 1902 года. Все эти дома в нем указаны и написано, что там содержатся частные коллекции господина Терещенко, которые можно посмотреть, но для этого нужно позвонить по такому номеру и устроить встречу. Это были частные музеи.

Надо сказать, что судьба большей части этих собраний — очень печальная. Во время смены власти в Киеве погибли картины Врубеля, Репина, Маковского, Щедрина, Верещагина, Мурашко и многих других выдающихся художников. Это была настоящая катастрофа для Киева. Терещенко собирали картины не для себя, а для людей, русских и украинских художников, чтобы они могли посмотреть, чтобы имели чем полюбоваться...

— Семья вообще очень много отдавала на благотворительность. Где-то 80% прибыли от предприятий, которые принадлежали Терещенко, шло на благотворительные цели. Это мода была такая?

— Нет. Таким было решение Артемия Терещенко. Свой бизнес, как сказали бы теперь, этот потомок чумаков начинал в 1855 году. В 1870-ом имел уже три сахарных завода и трех синовей. Артемий решил дать каждому сыну по заводу, но поставил одно условие: 80% прибыли идет в семейный фонд, который будет заниматься меценатством. С тех пор фонд Терещенко построил немало больниц, приютов, гимназий, консерваторий, музыкальных залов, храмов. Все потомки Артемия уважали его желание.

— Вписались ли бы, по вашему мнению, тогдашние Терещенко в круг нынешних украинских олигархов? Нашли бы они общий язык?

— Конечно! Есть традиция, которую уважают и в России, и в Украине, — люди, которые получают много, отдают также много. Бюджет мал, поэтому, когда есть возможность, обязательно нужно людям помогать. Я лично знаком с людьми, которые поступают так же, как когда-то делали Терещенко. Их фамилии неизвестны простым людям, потому что реклама им не нужна. Олигархи — это не только два-три человека, которые снимают правительства и приватизируют землю. Есть другие, которые следуют традиции.

Дедушка много вложил в демократию в России, хотел освободить ее от царского тоталитаризма, а вместо этого получил тоталитаризм еще худший. А затем полжизни боролся с долгами. Но для него главное было не это. Он работал для людей, для общества и в этом видел свое назначение.

— Ваша жизнь — не менее удивительна. Франция, Соединенные Штаты, Мадагаскар, Филиппины, теперь вот Украина...

— Не вижу ничего странного. Мир тесен. У людей и более необычная судьба бывает...

— Сколько вы уже в Украине?

— Семь лет. Мне здесь очень интересно. Интереснее, чем на Западе. Украина — очень перспективная страна. До коммунизма Украина была самой перспективной страной мира. Самое большое, чем в любой европейской стране, население, самое образованное в Европе! Богатейшая земля, которая кормила пол-Европы, много ресурсов. Очень предприимчивые люди. Украина могла стать новой Америкой. К сожалению, история сложилась по-другому.

— И имеем совсем другую картину.

— Сейчас людей меньше, земля «устала», шахты нуждаются в инвестициях. Однако успех Украины все еще возможен. Вы, украинцы, до сих пор здесь, земля — здесь, шахтеры — здесь. Нужны нормальный менеджмент, мощные инвестиции, позитивный имидж. Для молодых людей сегодня больше шансов сделать карьеру, реализоваться в Украине, чем во Франции.

Иван РЯБЧИЙ. Фото предоставлены издательством «Ніка-центр»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ