Сначала — просто пять историй, а следующие шесть уже не простые, а правдивые, которые и дали название книге Владимира Дибровы «Правдивые истории» («Факт», 2010). То есть от «Первой правдивой истории. О мужчине, у которого нашли опухоль» и до последней: «Шестая правдивая история. О молодоженах». Впрочем, все рассказы таки правдивые, то есть жизненные. Подряд узнаваемые ситуации: каждый читатель вспомнит что-либо подобное из своего или чьего-то опыта. Но не это главное. Очень существенно: тексты Владимира Дибровы имеют не только бытово-житейское измерение, но и бытийное. Мастерство автора в том и заключается, что эти два плана его повествований существуют не параллельно, а налагаются, часто создавая некую аллегорическую картину, которая, однако, не выглядит как наставление, морализаторство. Читаются рассказы легко и просто, ироничность и остроумие — признаки органичного стиля писателя. Владимир Диброва — один из немногих в нашей литературе, кто на удивление естественно выстраивает диалоги. И еще: один из характерных признаков его текстов — сочетание в одном предложении разновременных событий, которые создают фабульную насыщенность и притчевость повествования.
«Правдивые истории» написаны на протяжении 1980 — 2008 годов. Вспоминаются реалии, которые еще недавно казались темным анахронизмом, а сегодня — не приведи Господь! — могут снова подойти очень близко: сексотство, всевидящее око «единственно правильной партии», угодничество перед «старшим братом». Но, в конце концов, суть заключается в том, что именно стремится исследовать Владимир Диброва: природа приспособленчества, степень и предел компромисса, подлинность и притворство, отвага быть собой, соблазн пренебречь собой как существом космическим... В том и заключается правдивость предложенных историй, что не существует ничего однозначного, одномерного. Правдивость, в частности, и в том, что в рассказах имеем не столкновение индивидуальностей, а столкновение эгоизмов. И возникает вопрос: что же является настоящими ценностями для героев «Правдивых историй» (и для нас, читателей): любовь? семейная жизнь? верность в дружбе? Или в первую очередь комфорт, наслаждение, материальные гарантии? Один философ сформулировал очень просто дилемму жизни каждого из нас: быть или владеть? Вот эту проблему художественно осмысливает Владимир Диброва. Даже экстремальные испытания (неизлечимые болезни, например) не заставляют героев переосмыслить жизнь, покаяться (что и означает переосмыслить) — насколько сильна установка на преходящее, а не на вечное. Даже на фоне ожидания кардинальных планетарных изменений побеждает злорадство и желание наказать кого-то: «Он не сомневался, что в мире со дня на день могут начаться тектонические изменения, и тогда всем за все воздастся. Дед мечтал дожить до катастрофы и увидеть, как она будет разворачиваться». Но не все так однозначно. Герой, казалось бы, приспособленец и конформист, за мгновение успевает понять, что такое быть «один на один с настоящим», которое — в очень простых вещах («О молодоженах»). Деликатное, ненавязчивое напоминание этих простых вещей, на мой взгляд, поставил себе задачей Владимир Диброва. Жаль только, когда он, вместо того, чтобы показывать, изображать, иногда прибегает к пересказу. К слову: обидно и за языковые нескладности, которые, будто дырявый горох, попадаются в текстах и раздражают.
Известно выражение о том, что в капле воды может отразиться весь мир. «Правдивые истории» Владимира Дибровы — словно капля нашего временного потока, капля, в которой — целые эпохи. И не обязательно о них выписывать громоздкие саги.
Напоследок — упоминание об оригинальных рисунках автора, которыми он уже не впервые иллюстрирует свои произведения.