Сразу вспоминается труд Владимира Даля «Пословицы и поговорки русского народа». Но от книги Даля книга Сорокина отличается весьма существенно. Как говорится в аннотации, «Владимир Сорокин начал записывать русские пословицы и поговорки еще в середине восьмидесятых, следуя примеру великих предшественников. Но писатель черпал их не из фольклорных экспедиций, а из глубины созданного им самим «русского мира». Того мира, внутри которого возможна фантастическая и в то же время такая узнаваемая реальность «Метели» и «Теллурии». Сохраняя интонацию и строй народной речи, автор населяет ее сказочными персонажами, наполняет новыми понятиями и словами. Это русское зазеркалье живет по своим законам и правилам, самая абсурдность которых подчинена строгой логике».
Перед нами — те пословицы и поговорки, которые могли бы придумать персонажи сорокинских произведений, используя вполне народный язык. Вот, например, что говорит старинная народная мудрость, вобравшая многовековой опыт, про великий и могучий русский авось: «На авось надейся, а жопу береги». А про тещу, как же без нее, вышло очень даже поэтично: «Золотая тёща — что по осени роща: не шумит, а шелестит».
Меня заинтересовали несколько пословиц о верховном правителе — царе, очень актуальные для сегодняшней России. «Не брани царя, не буди зверя». После принятия поправок в российскую конституцию это занятие легко может стать уголовно наказуемым. Тут же и поговорка-загадка про бунтовщика: «На царя плевал, да на колу запевал». Сегодня цивилизация шагнула далеко вперед, и вместо кола используется «Новичок». «На царя управы нет». Об этом, казалось бы, свидетельствует вся русская история. Впрочем, при более внимательном ее изучении выясняется, что в эпоху дворцовых переворотов на плохого царя находилась удавка в руках его приближенных. Писатель напоминает и об этом: «Царская шапка с головой слетает». Ну, а давняя российская традиция лизать начальственную гузку отражена в пословице: «Барину в ус дуют, а царю — в хлупь».
А вот мнение о том, что «добрый царь — не государь» отражает веками сложившееся на Руси убеждение, что добрый правитель будет плохо справляться с государственными делами. Яркий пример здесь — царь Федор Иоаннович, герой одноименной трагедии графа Алексея Константиновича Толстого. Нет, народ верил и продолжает верить в доброго царя и лихих бояр. А вот сами эти бояре как раз и стремятся убедить людей, что во главе России должен быть не добрый рохля-царь (оттого не в почете у российской элиты Никита Хрущев и Михаил Горбачев), а жестокий государственник вроде Иоанна Грозного, Петра Великого или Иосифа Сталина. Во всяком случае, российская историческая пропаганда стремится убедить обывателя в непревзойденных достоинствах этих правителей, при которых росла империя.
У Сорокина все это блестяще спародировано в «Дне опричника» и в «Сахарном Кремле». И еще одна пословица, которая могла бы стать лозунгом чиновников и в России, и в Украине: «У клопов да чинуш закон таков: соси, пока не прихлопнут!». Кто же в этом сомневается!