В позапрошлом году молодая писательница из Ривненской области Ирина Баковецкая-Рачковская опубликовала роман «Пластилін». Это было первое художественное произведение в Украине об интерсексуале. Конечно, интерсексуалы, скорее, исключение, чем правило. Хотя роман не только о таком необычном человеке. Это произведение давало широкую панораму социальной жизни, пыталось дать понять, кто мы есть и что с нами не так.
В этом году увидели еще одну книгу писательницы — «Торчки, або Ґрант на контрабанду», которая увидела мир в издательстве «Саміт-книги». Правда, это не роман, скорее, повесть. Но эта повесть, как по мне, превосходит предыдущий роман автора. «Торчки...», как и «Пластилін», принадлежат к произведениям социального характера, где много психологизма и философии. Однако пусть не пугает читателя слово «философия». Ирина Баковецкая-Рачковская подает философию легко, органично и интересно. Это вам не занудный учебник. Вот, например, один из образцов такой социальной философии:
«Яке ж наше суспільство — маніакальне! Суспільство маніяків! Цинічних маніяків, збоченців, божевільних психів, які можуть спокійно вечеряти під фільм, де вбивця розчленовує свою жертву, закопує в сніг чи протягом місяця перевозить підгнилуватий труп, в якому завелися черви, в багажнику викраденого автомобіля. Або ще — документальну хроніку про масові розстріли, геноциди, голодомор, захоплюючись фактами і пишаючись своєю майбутньою всеобізнаністю в нюансах історії людства під власне цмокання».
События произведения разворачиваются в небольшом райцентре на Волынском Полесье — где-то недалеко на границе с Беларусью, о которой сейчас у нас так много говорят. Автор дает просто блестящие зарисовки райцентровского жития. Чего, например, стоит зарисовка магазина, около которого толпятся разные люди разного возраста со своими проблемами и своим виденьем жизни и, соответственно, своим поведением. Есть, конечно, в райцентре порядочные люди, которые живут нормально. Хотя, что такое нормальность? И порядочность? Ведь иногда за личиной нормальности прячется ненормальность. Есть там и молодые люди, которые убегают от райцентровской тошноты. Хочется им драйва, секса... Хотя этот драйв, как и секс, тоже могут стать нудными, однообразными. Где-то там, около райцентра, копают янтарь. У нас вообще слово «Полесье» вызывает «янтарные ассоциации». Но копание янтаря — это такое. Нет здесь кайфа, а заработок «грубых» денег, которые могут украсить провинциальную тошноту. А могут и не украсить.
Еще в райцентре есть торчки, собственно наркоманы. Но это не какие-то «опущенные», деградированные людишки. Это, считайте, интеллектуалы. Кое-кто из них не только высшее образование, но и приличную работу имеют. Зачем им наркотики? Чтобы расширить сознание? Убежать от абсурдности социума?
Торчки не прочь заняться бизнесом. Но бизнесом специфическим, контрабандным. Трое таких торчков умудрились выиграть грант Евросоюза для поездки в спокойную Беларусь (но теперь уже беспокойную!) с целью популяризации гендерной политики. С ними к соседям-сябрам на арендованном авто направляется еще проститутка Лидоха, которая, собственно, и будет «популяризировать гендер». Однако все это прикрытие. И грант нужен для того, чтобы провезти к белорусам наркотики — сто граммов амфетамина, которые стоят там немаленькие деньги.
Однако торчки так и не доехали в Беларусь. Повезло же нашим «сябрам»! Или не повезло? Около границы с соседним государством Лидоха и двое торчков оказываются мертвыми. Еще один торчок на прозвище Рач убегает, чтобы на него не упало подозрение.
А дальше разгадываем головоломку. Кто же убил Лидоху и торчков? Подозреваемых немало. Это и провинциальный наркодец-барыга; и социальный маргинал Довбеха, который живет бобылем, в лесу; и странная девушка с зелеными волосами, язык которой — сплошные околофилософские монологи. А еще в повести есть люцифер. В целом трудно разобраться, кто «замочил» торчков. И все это сдобрено черным юмором, философскими и религиозно-мистическими рефлексиями. Словом, читать негрустно.
Однако произведение, как и положено, имеет свой хэппи-энд. К тому же полностью необычный. Оказывается: убитые торчки Топач и Ромчик Томсон — приличные и достойные бизнесмены, которые живы, здоровы и материально помогают психушке. А проститутка Лидоха — добропорядочная Лидия Васильевна, сын которой — влиятельный в области человек. В конечном итоге, весь этот детектив — лишь бред безумного торчка Рача. Следовательно, не все так плохо в нашем доме.
Но так ли это? Потому что слишком реалистично автор изобразила торчков.