Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Невероятные приключения русского узника № 1

16 сентября, 2010 - 18:42

Опальный российский олигарх Михаил Ходорковский сбежал из тюрьмы и пробирается на восток степями Забайкалья. Представляете? Собственно, можно не представлять, а прочитать об этом в книге «Заговор обезьян» загадочного российского автора, который прячется под псевдонимом Тина Шамрай. Книга издана в Праге и напечатана в Киеве.

«Заговор обезьян» — не просто приключенческо-политическая «альтернативная история». В ней почти на семистах страницах есть место и стилю, и мысли, но, конечно же, главное, чем она привлечет внимание читателей, — это сюжет. Если быть точным, имя Ходорковского здесь не упоминается, главный герой остается безымянным, время от времени выдумывая себе вымышленные имена. Но каждый, кто имеет хотя бы минимальное представление о событиях в России последнего десятилетия, сразу догадается, о ком речь.

Итак, сюжет. Он настолько чудаковатый, сногсшибательный и правдоподобный одновременно, что представляется точно в каком-то французском фильме семидесятых годов. Узника-олигарха ведут по этапу из тюрьмы до прокуратуры якобы на пересмотр дела. По дороге спецслужбы решают сделать ему загадочный «сюрприз»: забирают «зэка № 1» и конвоиров под свое командование, отвозят на автобусах в глухое место, название которого, как и большинство других географических названий этой книги, украинскому читателю мало что скажет, — колют его и «вертухаев» каким-то усыпительно-психотропным веществом, оставляют посреди степи в открытом поломанном микроавтобусе, сами быстро исчезают — и погибают в автокатастрофе. Когда наш герой приходит в себя, конвоиры еще лежат без сознания, он даже решает, что они мертвы, и убегает подальше от места приключения, не зная, что делать дальше, и не желая быть обвиненным в убийстве. Весь последующий текст изображает передвижение беглеца по степям, лесам, разным селам и городам. Благодаря помощи случайных людей (кое-кто из них, кстати, узнает экс-миллиардера и помогает ему в порядке стихийного неповиновения) и разгильдяйству путинских силовиков ему не раз удается выскользнуть из рук преследователей. Так он добирается до самого Тихого океана — и тогда, при содействии местного правозащитника... А что было дальше, стоит прочитать в «Заговоре обезьян».

Можно представить, как более политизированная и менее литературоцентричная часть публики будет обсуждать, насколько могла такая история случиться в действительности. Как знать, как там оно с точки зрения политико-клановых расписаний, а вот, учитывая, так сказать, «духовную логику» развития многих постсоветских стран, — запросто. Ведь большинство граждан новейших квазитираний, хоть и молчаливо, однако искренне стараться ради начальства без особых материальных стимулов вовсе не собирается. И пройти все железные заслоны таких обществ — опасно, но просто, так же, как, например, купить оружие в воинской части.

Но реальность — реальностью, а литература — литературой. Одна из занятных штучек этой книги — в том, что она показывает ту Россию, которую мы очень мало знаем. Особенно это касается читателей в возрасте до сорока лет, которые фактически большую часть жизни прожили во времена независимости. Что географически являла собой Россия-изображение и Россия-текст для украинцев последние двадцать лет? Прежде всего — Москва, немного Петербурга, немного «центрально-черноземной части» — края, где до сих пор можно услышать украинскую речь и где живет много родственников, — в общем-то, все. Другая Россия — романтичные для восточного европейца, в том числе, должно быть, и для живущих в западной части РФ, Сибирь, тайга, тундра, Байкал, Алтай, Дальний Восток и другие российские регионы остались, по сути, за кадром и не нашли описания на страницах романа. Их можно найти разве что на страницах советской приключенческой беллетристики, которой сегодня уже не так зачитываются, как прежде. В этом смысле история об оппозиционном олигархе «в бегах» находится в одном смысловом поле с книгой «Мурзук» Виталия Бианки о приключениях рыси, которая отважно воевала с людьми и жила то в тайге, то даже подбиралась к городу. «Заговор обезьян» дает нам возможность увидеть необычные пейзажи азиатской части России, специфический быт местных жителей, услышать, как они говорят. Ощутить атмосферу городов, находящихся частично на краю, а частично — уже внутри китайской экспансии. Узнать о незнакомых реалиях, например о кучах брошенных поломанных автомобилей вдоль трасс. Или осознать, как расстояние в свыше семисот километров может определяться словом «недалеко». В этом смысле приключенческая книга приобщает к неизвестным пейзажам историю.

И еще одна занятная штучка «Заговора обезьян» в известной мере связана с географией. Это едва ли не первое в русской литературе (шучу) толерантное изображение украинца. Беглец-«Ходорковский», несколько дней находясь в одном сельском доме, где его не узнали, случайно знакомится с хозяином небольшой фирмы грузовых перевозов Анатолием, и тот с первого взгляда узнает, кто перед ним такой. Анатолий Саенко — украинец, учился в Харькове, и он навязывается олигарху в помощники-покровители. В отличие от него, Саенко хорошо ориентируется в практической жизни, служил в армии, прошел войну в Афганистане, постоянно спасает его и предстает перед читателем в образе этакого «старшего брата». Интересно, что, разговаривая преимущественно на суржике или на ломаном русском, время от времени этот персонаж переходит на очень даже неплохую украинскую речь, так что авторский псевдоним «Шамрай» начинает выглядеть неслучайным. А впрочем, в чем автор не отошел от традиций национальных стереотипов в русской литературе, то это в травестии, избыточной жизнерадостной веселости украинца. Хотя здесь он своим внешне легкомысленным нравом удачно и эффектно оттеняет задумчивого главного героя.

Кстати, именно из уст Анатолия звучит критика по поводу роста ксенофобии в русском обществе. Он даже думает возвращаться в Украину (ха-ха, здесь его уже ждет «улучшение вашей жизни уже сегодня»). Вообще, в романе достаточно социальной критики, но, к счастью, автор обращается к ней ненавязчиво и с чувством меры — в начале, признаюсь, ожидал столкнуться с новейшим «либеральным критическим реализмом». Это и упоминания о всепроникающей коррупции, давление государства на малый бизнес, ограничение международной торговли, массовый алкоголизм, общественное безразличие людей. Одним словом, те же проблемы, которые мозолят глаза адекватным людям и в нашей стране и которые, хочется верить, способны вызывать проявления международной солидарности а-ля «за нашу и вашу свободу».

А также, конечно, «Заговор обезьян» — произведение об ответственности взрослого человека. Ответственности за себя, за родных, друзей, общество. О том, как непросто бывает сделать выбор, активно действовать, чувствовать предел уверенности и самоуверенности. Об активных людях, которыми, безусловно, являются и главный герой, и Саенко, и, например, правозащитник Алексей Иванович — тоже интересный образ, человек, который в условиях авторитаризма и общественного безразличия стремится защищать униженных и обиженных государством сограждан.

Что же касается самого стиля книги — он колеблется между остросюжетными стремительными рывками, потоком сознания, пейзажной лирикой и размышлениями. А в целом, произведение можно с определенными поправками назвать реалистичным. Стилистически наилучшими вышли эпизоды «экшн», «краеведческие» описания, а вот общие размышления и внутренние монологи главного героя страдают некоторой перегруженностью. Но в любом случае, «Заговор обезьян» полностью способен вызвать интерес у читателя и поддержать эмоциональный градус до самого конца.

Вот такая достаточно неожиданная книга. Стоит прочитать и есть над чем задуматься.

Олег КОЦАРЕВ, специально для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ