Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«NOMINA» – не просто имена...

Валентина КИРИЛОВА: «На знаковых для целого мира фигурах мы должны выстраивать интерес к нашей стране»
19 мая, 2017 - 15:18
ВАЛЕНТИНА КИРИЛЛОВА ПОСВЯТИЛА КНИГУ-АЛЬБОМ «NOMINА» СВОЕМУ СЫНУ АРТЕМУ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Она — нарядная, приятная на вид и прикосновение. Но главное — она очень насыщена информацией. Этот иллюстрированный «семейный альбом», который начинается посвящением сыну Артему, должен быть настольной книгой не только в Украине. В конце концов англоязычный вариант текстов — чтобы иностранцы тоже читали ее.

Речь идет о книге «NOMINA. Україна. Сторінки родинного альбому», идею создания которой воплотила Валентина Кирилова вместе с творческой группой. Семь разделов, 158 имен, которые связаны с Нобелевской премией, орденом Почетного Легиона, премией «Оскар» и т.п.

В пятницу, 19 мая в 15.00 в зале Дукат издание представят в рамках Книжного Арсенала в Киеве.

Еще на заре независимости вышло немало книг подобного плана. Чем отличается ваше издание?

Валентина КИРИЛОВА: — Идея лежит на поверхности: желание донести украинцам или напомнить знаковые имена, свести их под одну обложку. Ничего не открыла, просто сделала так, как видела это. Именно в виде семейного альбома, где нет пометок «хороший» или «плохой», где, как во всякой семье, могут иметь разную национальность и вероисповедание. Что касается новых имен, то многие из них были известны узкому кругу специалистов, например биологам или математикам. Видела своей задачей собрать информацию для широкого читателя. Акцент — на выходцах из Украины, которые так или иначе связаны с ней и прославили ее. Из нас долгое время выбивали чувство целостности нации, ее достижений, исторической приемственности. Советский комплекс неполноценности, к величайшему сожалению, остался. Знаковые фигуры, связанные с нашей страной, «разобрал» мир, их «присвоили» соседи, а мы как будто с этим согласились. Хотела дать некоторую опору моему сыну и его поколению, и не только им. Мы, несмотря на длительный период построения независимой Украины никак не можем достичь своей целостности и почувствовать почву под ногами. Животворную почву! Вибиваем в борьбе квоты для украиноязычного эфира и проводим флешмобы «Я спілкуюся українською». Целое поколение уже «едет с ярмарки» и продолжает ту же болтовню...

Для меня история страны начинается с историй людей. Самое интересное — судьба личности, ее путь, который может быть позитивным или негативным примером для других. В судьбах людей прочитывается история. Конечно, и судьбу можно «переписать», но с историей это проделать легче. Ведь это всего лишь трактовка событий.

Кто-то гордится Украиной, кто-то говорит, что она — как мачеха...

В.К.: — Мое ощущение нашей истории, нашей земли, свожу к Украине — стране, которую очень люблю, и государству Украина, которое существует как независимое четверть века. Государством как таковым я пока не горжусь, по-видимому, его и называют мачехой. Гражданское общество — другое дело. На Майдане была восхищена именно людьми, их самоорганизацией и жертвенностью.

— Артем, много ли встретил не известных тебе имен? Кто особенно запомнился?

Артем: — Стыдно сказать, но о половине из них вообще не слышал. О другой части знал, но об их жизни — ничего. Книга во многом стала открытием. Интересная судьба у Прокофьева, который курсировал между Союзом и зарубежьем. Удивлен, что украинцами были Хрущев и Брежнев, персонажи не очень позитивные, но они политики, знаковые для своего времени. Горжусь, что Чехов также из Украины, так как люблю читать его рассказы.

Мне очень интересны шестой и седьмой разделы: там имена ученых космической отрасли, известных в мире актеров, музыкантов, награжденных «Оскаром», «Эмми», «Гремми».

— Валентина, когда, собственно, родился замысел?

В.К.: — Лет семь назад, когда составила первые списки. Подрастал сын, которому сейчас пятнадцать, он стремился познавать, пережив две революции. Артем, в противовес мне, очень интересуется политикой. По замыслу, «NOMINA» — проект незавершенный. В конце издания добавлен список имен, среди которых три лауреата Нобелевской премии. Хочу активизировать всех заинтересованных через сайт nominabook.com, чтобы привлекать к общему поиску, к новым открытиям.

— Артем, есть ли у тебя желание поделиться книгой с ровесниками?

Артем: — Желание, конечно, есть. Есть и сомнения, будет ли это интересно всем ровесникам. Но определенной группе — точно. Не только в Украине. У меня есть друзья за рубежом, и у них уже есть эта книга. Кое-кто удивляется, например друг из Польши, что некоторые их культовые фигуры — из Украины. Особенно он заинтересовался Джозефом Конрадом и Станиславом Лемом. Мамина подруга, француженка Каролин, была удивлена, что Серж Генсбур родом из Украины, и она проверила это. Удивилась еще больше! «NOMINA» охватывает все континенты: Америку Северную и Южную, Азию, Европу, Австралию.

В.К.: — Мне самой было сначала странно: и эта, и этот человек — из Украины? На знаковых для целого мира фигурах, например Сикорский, Вернадский, Стравинский, Лифарь, Бердяев, Чайковский, Кистякивский, мы должны выстраивать интерес к нашей стране. Для меня это принципиально. Прикосновение к живой истории через конкретных людей, когда говорит сама биография, — это чрезвычайно важно. Концептуально важны фигуры Гаспринского и Бекира Чебан-Заде. Мы — одна семья с крымскими татарами, солидарны с ними.

— Представлялось ли сначала, насколько это издание ценно во всех смыслах?

В. К.: — Это — дело целого этапа моей жизни. Даже так: наука жизни. И, в частности, наука отказываться от своего предварительного видения проекта. Замысел и то, что получается на выходе, — разные вещи. Концепция была такая: якобы найден где-то на чердаке семейный альбом, который нужно передать сыну. Но в семейной типографии ArtHuss меня убедили полностью изменить предварительную верстку. Сын Артем, дочь Марьяна, дизайнер Лара Яковенко и художница Валерия Кучер — молодая команда, за которой я шла. Невероятное удовольствие от сотрудничества с единомышленниками! Я очень довольна внешним видом альбома.

— И в завершение: а что вам лично в свое время помогло самоопределиться?

В. К.:  — Это было в разгар перестройки. Именно три женщины способствовали моей самоидентификации: прежде всего — мама, которая до сих пор является для меня примером искреннего народного патриотизма. Также — коллега из издательства «Молодь» Наталья Сподаренко и незабываемая Соломия Павлычко. Их роль в моей судьбе чрезвычайно важна. Хочу этим изданием дать толчок к самоопределению тем на нашей земле, кто еще находится в поиске. Без излишнего пафоса скажу: нам действительно есть чем гордиться. У нас есть все основания для самоуважения, у нас есть грандиозный фундамент, на котором строить свое будущее.

Людмила ТАРАН
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ