Еще несколько лет назад об активном развитии в Украине новой драмы все могли только мечтать. Однако не так давно закончился Фестиваль современной драмы Drama.ua, прошла неделя актуальной драмы. О том, что сегодня происходит с этим видом искусства, с украинскими театрами и с украинским обществом, «День» беседовал с драматургом, организатором и членом жюри конкурса молодых драматургов, который проходил в рамках Drama.ua, Павлом АРЬЕ.
— Я хотела бы затронуть тему социально-политической проблематики в театре. Ведь искусство всегда остро и резко реагировало на то, что происходило на определенной территории. Но, насколько мне известно, в Украине театр не показывает большой заинтересованности в данной тематике. На самом ли деле это так? Почему?
— Это происходит в театрах Польши, Германии, России, но не в театрах Украины. В принципе украинский театр живет сам по себе, отдельно от реальности, отдельно от общества, и его эти вопросы не волнуют. Но в андеграунде, неформальном движении обратная тенденция, наконец, появляется. Мы боремся за это. Чтобы идти дальше, делать театр важным. Для того чтобы театр влиял на общество, он должен не только развлекать, но и показывать человека в зеркале. И если мы, к примеру, возьмем современный театр Англии или Польши, то будем говорить о том, что он отражает их общество. Общество себя видит в театре. И это очень важная функция театра. И я ни разу не видел в Германии, например, пустых залов. Туда с удовольствием ходит молодежь. В этом плане театр принимает на себя очень важные функции.
Для того чтобы говорить об изменениях в театре, нужно, чтобы у молодой, актуальной драмы была поддержка. Театр не готов сегодня заниматься этими вопросами. Критика тоже не готова к такой драме. Она ее вообще не воспринимает. Даже сам факт, что в классическом государственном театре будут ставить молодого украинского драматурга, у нее вызывает недовольство. То есть мы даже не готовы видеть эту современность. Мы говорим о прекрасном и вечном. Но на самом деле, что такое прекрасное и вечное? Это мы. Мы — прекрасное. Станем ли мы вечными, покажет время. А критика и, кстати, сам зритель не готовы к той ситуации, о которой мы говорим. Он приходит в театр и требует отдыха, он хочет смеяться, отвлечься от проблем, которые его заботят. На самом деле этот вопрос очень важный. Я очень часто слышу в свой адрес такие вещи: «У нас жизнь и так плохая, зачем нам еще приходить в театр и видеть спектакли про нашу плохую жизнь? Вот там европейцы любят все эти пьесы, потому что у них все хорошо. И таким образом они там развлекаются». Знаете, я уже давно живу в Европе и скажу, что жизнь там далеко не простая. Интеркультурные проблемы, терроризм, высокий уровень безработицы и суицидности. И последнее происходит не от хорошей жизни, я думаю. Но почему они так хорошо живут в социальном плане? Я думаю, что это связано с тем, что они привыкли не прятать голову в песок, как это делаем мы. Потому что мы живем в таком обществе, где проблема человека — только его личная, общество не интересуется человеком. Многие говорят: о своих проблемах мы узнаем из новостей. Например, о том, что у нас очень много больных, которым не хватает лекарств, и государство их не может этим обеспечить. Но в театре мы можем узнать о проблеме больше. Мы можем спросить себя: почему наше общество отворачивается от этих людей? И быть может, задавая такие вопросы, наше общество могло бы меняться к лучшему. Эти оплеухи, которые получает общество в театре, — тоже лечение.
Еще несколько лет назад об активном развитии в Украине новой драмы все могли только мечтать. Однако не так давно закончился Фестиваль современной драмы Drama.ua, прошла неделя актуальной драмы. О том, что сегодня происходит с этим видом искусства, с украинскими театрами и с украинским обществом, «День» беседовал с драматургом, организатором и членом жюри конкурса молодых драматургов, который проходил в рамках Drama.ua, Павлом АРЬЕ.
— Я хотела бы затронуть тему социально-политической проблематики в театре. Ведь искусство всегда остро и резко реагировало на то, что происходило на определенной территории. Но, насколько мне известно, в Украине театр не показывает большой заинтересованности в данной тематике. На самом ли деле это так? Почему?
— Это происходит в театрах Польши, Германии, России, но не в театрах Украины. В принципе украинский театр живет сам по себе, отдельно от реальности, отдельно от общества, и его эти вопросы не волнуют. Но в андеграунде, неформальном движении обратная тенденция, наконец, появляется. Мы боремся за это. Чтобы идти дальше, делать театр важным. Для того чтобы театр влиял на общество, он должен не только развлекать, но и показывать человека в зеркале. И если мы, к примеру, возьмем современный театр Англии или Польши, то будем говорить о том, что он отражает их общество. Общество себя видит в театре. И это очень важная функция театра. И я ни разу не видел в Германии, например, пустых залов. Туда с удовольствием ходит молодежь. В этом плане театр принимает на себя очень важные функции.
Для того чтобы говорить об изменениях в театре, нужно, чтобы у молодой, актуальной драмы была поддержка. Театр не готов сегодня заниматься этими вопросами. Критика тоже не готова к такой драме. Она ее вообще не воспринимает. Даже сам факт, что в классическом государственном театре будут ставить молодого украинского драматурга, у нее вызывает недовольство. То есть мы даже не готовы видеть эту современность. Мы говорим о прекрасном и вечном. Но на самом деле, что такое прекрасное и вечное? Это мы. Мы — прекрасное. Станем ли мы вечными, покажет время. А критика и, кстати, сам зритель не готовы к той ситуации, о которой мы говорим. Он приходит в театр и требует отдыха, он хочет смеяться, отвлечься от проблем, которые его заботят. На самом деле этот вопрос очень важный. Я очень часто слышу в свой адрес такие вещи: «У нас жизнь и так плохая, зачем нам еще приходить в театр и видеть спектакли про нашу плохую жизнь? Вот там европейцы любят все эти пьесы, потому что у них все хорошо. И таким образом они там развлекаются». Знаете, я уже давно живу в Европе и скажу, что жизнь там далеко не простая. Интеркультурные проблемы, терроризм, высокий уровень безработицы и суицидности. И последнее происходит не от хорошей жизни, я думаю. Но почему они так хорошо живут в социальном плане? Я думаю, что это связано с тем, что они привыкли не прятать голову в песок, как это делаем мы. Потому что мы живем в таком обществе, где проблема человека — только его личная, общество не интересуется человеком. Многие говорят: о своих проблемах мы узнаем из новостей. Например, о том, что у нас очень много больных, которым не хватает лекарств, и государство их не может этим обеспечить. Но в театре мы можем узнать о проблеме больше. Мы можем спросить себя: почему наше общество отворачивается от этих людей? И быть может, задавая такие вопросы, наше общество могло бы меняться к лучшему. Эти оплеухи, которые получает общество в театре, — тоже лечение.
— Выходит, что театр предлагает пути решения проблем...
— Я бы не сказал, что пути решения. Я бы сказал так: театр может задавать правильные вопросы. И нет глупых вопросов, есть глупые ответы. Мне кажется, что наше поколение и те поколения, которые были перед нами, и, по меньшей мере, два поколения, которые будут жить после нас, оказались в некой дыре, мы после себя ничего не оставляем. Потому что мы не думаем о том, кто мы. Мы вообще не знаем, кто мы. И я бы хотел, чтобы театр задавал такие вопросы. Кто мы? Где мы? Куда мы идем?
— Может, дело в том, что общество боится увидеть себя?
— Да. Здесь, безусловно, присутствует страх. Но еще и инфантильность. Нежелание делать эту трудную душевную работу. Но без этого у нас нет будущего в стране. Если говорить в контексте европейской культуры, то это новое европейское общество стало таким, потому что оно не боится смотреть на себя, задавать серьезные вопросы, оно может меняться. Далеко ходить не нужно, можно посмотреть на культурный процесс в Польше. За последние десять лет там произошли невероятные вещи. Они смотрят на свою недавнюю историю, на период Второй мировой войны, на период между мировыми войнами, когда возникали конфликты с украинцами, немцами, евреями. Но они смотрят на себя тех времен внимательно, не убегая от вопросов к самим себе. Мы видим, как сейчас изменились отношения Польши и Украины. Несмотря на то, что недавняя история связана с событиями непростыми, кровавыми. Я считаю, что этот дружественный жест, который они делают нам, связан с умением смотреть на себя, задавать серьезные вопросы и не уходить от ответов. Я говорю здесь не о прощении, а о том, чтобы смотреть на вещи честно и ставить точки над і, жить дальше и развиваться — это очень сильный ход. То же самое произошло в Германии. Или если смотреть на Англию, когда общество смотрит на свои социальные и гендерные проблемы и пытается решать их способом обсуждения.
— По вашему мнению, с чего нам нужно начинать это обсуждение? С какого периода, события?
— Начать просто писать. И уже пишут, уже начинают появляться соответствующие размышления. Вот уже три года существует фестиваль современной драмы Drama.ua, в Киеве проходит фестиваль недели актуальной драмы. Мы работаем над тем, что популяризуем западную драму, показываем, что это важно и что это действует. И мы поддерживаем молодых украинских драматургов и немолодых украинских драматургов, которые работают с украинским контекстом. Мы даем им возможность быть хотя бы прочитанными на сцене. Приглашаем их на мастер-классы, публикуем эти пьесы, популяризируем их, создаем такую атмосферу. Это уже начинает срабатывать. И профессиональные государственные театры начинают понемногу обращать на нас внимание и с нами взаимодействовать. А с чего начать? Я думаю, что начать можно с общих тем, быть откровенными, говорить о табу. Если мы начинаем поднимать табуированные темы, это будет интересно.
— А какая роль во всем этом новом классического театра? Почему он не говорит на эти темы?
— Здесь принято искать оправдания. Нам говорят, что новых пьес нет. Еще три года назад это было правдой, но сегодня это не так. И есть современные европейские драмы, которые поднимают актуальные для Украины проблемы, но и здесь тоже нет отклика. Ставить современную драму — значит ломать устои, не все этого хотят. Ведь современная драма языком пафоса не работает. Вообще театры сегодня не говорят на языке пафоса, но не украинские театры. Бывают прекрасные тексты, но зачем их награждать ненужным пафосом? Это болезнь, которая идет еще с прошлых далеких лет. Конечно, пафос раньше работал, но время меняется. И культура сейчас не должна находиться на территории пафоса, но театр хочет там быть. Как происходят эти перемены? Почему Польша так далеко пошла? Почему польская драматургия успешна, почему их театр далеко пошел? Дело в том, что государство поняло, что польская культура важна и ее развитие очень важно. В Польше был принят закон о театре, согласно которому, если театр хочет получать дотации из государственного бюджета, он должен ставить современную польскую драматургию. Драматурги заинтересованы в том, что они делают, есть рынок, качество которого только растет. И я думаю, что если в Украине принять такой закон, это будет действовать столь же успешно.