Странно покупать книжку, которая не имеет автора. Странно, но приятно. Сразу избавляешься от давления авторитета того имени, которое пишут на обложке. Нередко же книжку считают априори хорошей только потому, что ее написал известный автор. А «Людина в (м)асьці» сразу дает возможность высказать собственное мнение, лишает давления стереотипов и общественного мнения. Только текст и читатель.
В издательстве «ГРАНИ-Т» сделали интересный эксперимент. И, по-видимому, попали в яблочко. Почему, ну почему никто раньше не догадался издать отдельной книжкой переписку в социальных сетях или в ICQ, которые забирают все свободное, а иногда — и рабочее время? Прочитав «Людина в (м)асьці», кто-то точно скажет, что имел более интересные интернет-романы, более прикольные и захватывающие диалоги, — мол, не удивили. Однако лавры победителя издательство заслужило хотя бы тем, что отважилось на ТАКОЙ эксперимент с формой. Интересно только, когда и как возникла идея: во время конкретного диалога или возникла в принципе как таковая, а интересные переписки уже подыскивали потом? Но они стали первыми, и повторение уже будет просто неинтересным, даже если бы текст переписки был в сотни раз веселее, более романтичным или неожиданным.
Но, по-видимому, в том и суть — если это будет слишком увлекательно и интересно, то мало будет похоже на правду. Опыт же переписок с незнакомцами в аське имеет почти каждый, поэтому в любой подтасовке или фантазировании сразу будут заметны неискренность, фальшь.
Текст «Людини в (м)асьці» — сплошные диалоги между людьми под ник-неймами. Параллельно развиваются две совершенно не связанные между собой ветви, которые лишь в конце сливаются в один сюжет и расставляют некоторые акценты и снимают маски. Игру слов в названии книжки текст раскрывает прекрасно. Ведь аська — маска, под которой может быть кто-то другой, не тот, кем кажется собеседник. И таких асек-масок может быть несколько...
Один из сюжетов в тексте кажется основным, другой — будто объяснение к первому. Там Снежная Королева, Кай и Корвин, которые образуют своеобразный любовный треугольник. Кай ухаживает и добивается взаимности Снежной Королевы, а та его не подпускает к себе, но и не отпускает далеко — слишком уж парень тешит ее самолюбие. И Снежная Королева, кажется, попадает в аналогичную ситуацию, только теперь уже не она потешается, а над нею. Корвин самовлюблен и хочет, чтобы за ним бегали девушки. Он никогда не признается в своих симпатиях, пока не поймет, что его рыбка может вот-вот сорваться с крючка. Еще есть друзья Сергей и Олесь, последний очень огорчен тем, что его покинула девушка. Роль этих товарищей кажется непонятной — вплоть до последних страниц книжки: они делают открытие и переворот по отношению к героям. Словом, интересно наблюдать за развитием событий. А еще интереснее — видеть, как лишь одними диалогами, без слов автора, объяснений, описаний, раскрываются образы героев. Непревзойденное ощущение!
Хорошо вырисовывается психологическая картина, характеры героев. И еще хорошо определяется роль аськи как имитатора общения, как дневника для исповеди, который не имеет смысла прятать: тех людей часто просто не знаешь и не встретишь никогда (ее в этой роли заменить может любая социальная сеть или чат). Это — способ уйти от одиночества. Имитация ухода. Как видим, в простенькой, на первый взгляд, книжице подняты социальные проблемы — самоидентификация, социализация.
Книжка «Людина в (м)асьці» написана таким языком, которым общаются в сети. Читая ее, едва не каждый узнает там себя. Она как нельзя лучше иллюстрирует влияние новейших технологий на людей, которые, попав в виртуальный мир, становятся другими. Потому здесь каждый может быть тем, кем хочет, иметь то, что хочет, и не обращать внимания на реальность. Компьютерные игры, интернет-романы, ухаживания в аське — это реалии нашего времени. Разве что все больше людей из ICQ переходят на Skype, но это детали.
Не принимая во внимание то, насколько интересным или неинтересным вышел результат книжки, стоит отдельно рассмотреть феномен «Людини в (м)асьці». Не нужно далеко ходить, чтобы четко проиллюстрировать ответ на вопрос о влиянии современных технологий на искусство. Если с театром, музыкой, артом проблем не возникает (новые технологии дают новые возможности), то определить такое влияние конкретно на литературу значительно тяжелее. И вот «Грані-Т» выдает на-гора такую бомбу, которая дает четкий ответ на данный вопрос. Эксперимент удался.