Человечество до сих пор помнит кровавые события зимней революции и еще долго их не забудет. Еще долго матери будут оплакивать погибших детей, еще долго услышанное или прочитанное слово «беркут» будет вызывать у людей отвращение, еще долго будет оставаться кровь на мостовой Майдана. С началом жестоких побоищ в центре Киева, почти никто не остался в стороне событий в государстве. Люди четко и смело заявили о своей позиции.
Украинские писатели, которые были очевидцами и участниками Евромайдана, тоже не молчали, а писали в печатных изданиях и блогах. Поэт, прозаик и публицист Василь Карпюк решил объединить некоторые тексты в одну книгу под названием «Євромайдан: хроніка відчуттів». Сборник вмещает около 50-ти эссе Тараса Прохасько, Ивана Ципердюка, Юрия Андруховича, Сергея Жадана и Юрия Винничука. Каждый текст отвечает определенному периоду революции, начиная с отказа властей подписать Ассоциацию и заканчивая исчезновением Януковича и изменениями в Верховной Раде. В придачу в конце книги подана хроника событий Евромайдана с 21 ноября по 22 февраля.
Как отмечает в аннотации составитель книги: «Событие Евромайдана и отдельные действия в период его продолжения будут иметь массу интерпретаций с точки зрения исторической, общественной, культурной... Уже сейчас звучит немало мыслей и оценок. Но на все — свое время. Чуть ли наиболее интересное после каждой исторической эпохи — полевые впечатления. Именно в них самые достоверные и самые ценные детали. Еще лучше, когда это впечатление не только людей с опытом, но и с умением их передавать». Каждый из пяти авторов по-своему интерпретирует то, что больше всего запомнилось из Майдана, по-своему заявляет о своей позиции, по-своему критикует власть, по-своему требует правды и справедливости. Именно поэтому уделим внимание каждому из авторов, образы и языковые средства которых просто поражают.
Тарас Прохасько. В его текстах нет восклицательных знаков и «громких возмутительных» слов. Пишет взвешенно, по сути и, конечно же, иронически. Акцентирует внимание на проблемах «круговорота битья в природе», «восточноевропейской тюрьмы», в которой мы живем, «еще и гордимся тем», и на «деградации признанных элит». Также Тарас Богданович касается важной темы поствоенного периода, которую не встретишь у других авторов. «Счастливая война еще продолжается, а уже стоит подумать о том, как из нее выйти с минимальными травмами. Всем нам будет нелегко, когда через несколько дней, недель, месяцев или лет вернемся к мирной жизни. Когда враг перестанет быть таким очевидным. Когда противник спрячется где-то внутри нас. Когда боевые побратимы окажутся личностями, защищающими собственные интересы...», — пишет автор.
Иван Ципердюк. Его тексты более поэтизированы и немного удалены от постмодернистских мотивов. Автор привязывает к революционным событиям свои воспоминания из школы и армии, рассказывая о «беге на большую дистанцию» и описывая настоящее зло, «имеющее запах ваксы, пота и страха». Также предостерегает, чтобы не забывать о «крысах», основная задача которых «выжить любой ценой» и ревностно заявляет: «Хотим домой — в Европу».
Юрий Андрухович. Как всегда эмоциональный и экспрессивный. Его эссе преисполнены иронией, сарказмом, риторическими вопросами и восклицательными предложениями. Когда их читаешь, кажется, что ты слушаешь речи революционера с трибуны. Юрий Игоревич критикует «бормотанье всевозможных пока-что-премьеров», приравнивает ситуацию в стране к известному роману английского писателя Дж. Орвелла и рассказывает о прослушивании и преследовании его «топтунами».
Сергей Жадан. Его умение быть серьезно ироничным и сложно-простым не может не поражать. Сергей Викторович пишет об отличии между «каннибалами и неканнибалами», каждый из которых «имеет свою правду», о «нетипичных «донецких», о причинах недоразумений между Востоком и Западом и о том, что «мы остались такими, какими и были». Интересной является его мысль о сомнениях, которые не покидают нашу веру: «сомнение является признаком не так слабости, как открытости: ты открыт этому миру, ты стараешься его до конца понять...»
Юрий Винничук. В его текстах ирония и сарказм бьют все рекорды. Прямой и резкий в своих взглядах он пишет: «Они боятся рабства, но почему-то не чувствуют, что давно стали рабами. Их нищая жизнь их полностью устраивает, потому что они не видели другого. Да и увидят ли когда-то?» В эссе автор касается таких проблем как создание нового «ПІСУАРа» и вирус коррупции, который стал «причиной гибели людей». Также Юрий Павлович опровергает абсурдные обвинения и заявления «русских фантазеров», приводя достойные аргументы.
Как пишет в аннотации составитель книги Василь Карпюк: «Эти авторы не фиксируют, а реагируют на событии. Так, как может отзываться каждый украинец. Но это они делают каждый в собственной исключительной писательской манере». Таким образом, этот сборник колоритных эссе, действительно, достоин внимания.