Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Помнить о поражениях и воспитывать победителей

История украинских родов в книге Владимира Даниленко «Грозы над Туровцем»
22 мая, 2014 - 16:13

Владимир Даниленко относится к той категории писателей, о которых Лина Костенко сказала: «Есть очень талантливые личности в нашей литературе — не те, которые создают свой имидж, а те, которые делают свою работу...» Совсем недавно состоялась презентация огромной (32 книги, из них пять антологий!) наработки Литературного агентства «Банковая, 2», идейным вдохновителем и «прорабом» которой был Даниленко (см. репортаж, «День» №82 от 7-8 мая этого года). Он выполнил такой объем работы, которую обычно делает целое издательство. И вот. Еще не успели авторы насладиться своими напечатанными произведениями, а Союз писателей — передать книги в библиотеки, как пан Владимир порадовал своих почитателей новой книгой «Грозы над Туровцем». В нее вошли роман «Клітка для вивільги», повесть «Сповідь джури Самойловича» и ряд рассказов.

• Национальная история начинается с истории рода. Каждый украинский род — это сконцентрированная в биографиях генетически близких людей история страны. Эту истину хорошо осознаешь, когда читаешь «Грозы над Туровцем». К такой мысли подталкивает и жанровое определение книги — семейная хроника, намекая на частный характер изложенных писателем историй. Неудачный поход гетмана Ивана Самойловича в Крым (лето 1687 года) — именно с этого момента в книге берет отсчет история Юрия Великоборца, оруженосца гетмана Самойловича.

В повести «Сповідь джури Самойловича» Юрий Великоборец — настоящий рыцарь и человек слова. Неподалеку от Житомира он основал лесное поселение Туровец, а его женой стала Олеся, дочь гетмана Самойловича. Вся описанная в книге хроника — это  истории родов, поселившихся на берегах лесной реки вместе с Великоборцем и доживших до нашего времени. Мысли Юрия Великоборця в книге Владимира Даниленко звучат актуально. Убедившись в бесперспективности построения гармоничной Украины, свободной от чужестранцев и своих предателей, он приходит к неутешительному мнению, что единственное достойное занятие в такой ситуации — это рождение и воспитание полноценных детей и укрепление своего рода.

• События в книге охватывают время от ХVII и почти до конца ХХ века. Переосмысливая историческую концепцию Николая Костомарова, можно сказать, что речь идет о времени между Руиной и брежневским застоем на землях между Житомиром, Бердичевом, Уманью и Фастовом, которые появляются в хронике как арена борьбы амбиций, характеров, воли отдельных людей и народных масс. В своей книге писатель создает региональный миф, в котором Украина изображена как история украинских родов с их добродетелями, изъянами и чудачествами.

• Такими предстают в романе «Клітка для вивільги» гениальная певица Алина Иванюк, которой советские спецслужбы разрушили жизнь, любовь и карьеру из-за ее связи с диссидентами; православный священник Мацкивский  из рассказа «Стигми преподобного Мацька», который порвал с католицизмом, глубоко пережив польскую карательную экспедицию после поражения Колиивщины; знахарь Бенедь из рассказа «Сміх нічного пана», вступившего в поединок с дьяволом; строптивый Нарай со своей нечеловеческой силой из рассказа «Ноги поліського злодія»; дед Денис с его лесной тайной из рассказа «Крик гриба»; баба Марина с демоническими способностями из рассказа «Грозы над Туровцем»; мальчишки с шекспировскими страстями из рассказа «Футбол по-туровецьки».

Новая книга Владимира Даниленко — это постколониальное виденье украинской истории. В ней хорошо просматривается убеждение автора, что политические изменения возможны только при условиях появления свободного, сильного и патриотического  человека, который родит и воспитает таких же свободных и сильных детей. Дед Денис объясняет своему внуку, что советская власть всегда боялась, что Украина начнет жить своим умом, без московских дядь. А больше всего боялась сильных мужиков, которых не напугаешь кулаком или револьвером; боялась, чтобы они не плодили себе подобных. История поражений в книге предстает как история уничтожения и подкупа историческими врагами украинских родов, которые  могли бы изменить будущее своей страны.

• В романе «Клітка для вивільги» показана трагедия женщины, которая имела потрясающий голос, но не смогла реализовать себя в тогдашнем СССР. Ее обвинили «в отсутствии советского патриотизма, преклонении перед западной культурой» и  симпатиях европейским «буржуазным культурам». Автор показывает, как работает система запугиваний, слежки за инакомыслящими и подкупа в тоталитарном обществе. В доме писателя Евгения Концевича, приближенного к диссидентскому движению, собирались житомирские интеллектуалы. После того, как советским спецслужбам удалось узнать об их разговорах, кагэбэшники убивают журналиста Геня Бакальца и шантажируют певицу Алину Иванюк. Сконструированную из террора и страха советскую систему показано также во вставных историях роману, которые рассказывает переводчик Гомера, большой интеллектуал, бывший политзаключенный Борис Тен.

• Проницательно, тепло и трогательно описывает автор историю очаровательной, талантливой женщины устами не по годам взрослого, внимательного и умного подростка   — ее сына. Невзирая на трагичность истории, в прозе известного мастера слова звучит присущая Даниленко легкая ирония, остроумие, даже шутливые истории гармонично вписываются в повествование. В романе «Клітка для вивільги» философия поражения человека рассматривается как потайной смысл, который дает небо, чтобы через страдание и отчаяние человек перешел в другое качество, связанное с новой историей и новой судьбой. «После краха, который испытали родители, я иногда  думаю, что все несчастья, сваливающиеся на человека, приходят или когда он отклоняется от определенного судьбой пути и начинает идти окольными путями, или даются, чтобы через страдание открыть в нем потайные силы и привести к успеху. Тогда самая большая потеря становится самым большим достижением, падение — всплеском, а несчастье и личная драма — пьедесталом, который восхваляет человека».

Друг за другом герои книги «Грозы над Туровцем» проигрывают исторической ситуации, проигрывают, но не сдаются, чтобы возродиться на новом витке часовой спирали, заняв высшую ступень в своем развитии. И эта философия достоинства, терпеливой ожесточенности и ожидания подходящего времени, которое нельзя упустить, потому что его очень нужно выиграть, особенно актуальная для наших дней. Кажется, именно нынче это время наступило. История опять дает украинцам шанс построить новую, действительно независимую, Украину. Сегодня ей как никогда нужны люди умные, честные, мужественные и верные своей земле.

Светлана ЕРЕМЕНКО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ