Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Праця сороміцького змісту»

В издательстве «Дуліби» вышла в свет монография Ирины Игнатенко «Жіноче тіло в традиційній культурі українців»
12 декабря, 2013 - 16:49

Сегодня вряд ли кто-то даст исчерпывающий ответ на вопрос, как чувствовала себя девушка, которой «проламано калину». Так же долго придется думать, почему жених плакал во время обряда «комори», что такое «притула» или кто такие «лоскотарки». Такое впечатление, что однажды, очевидно, в советские времена, кто-то не поленился, сел и тщательнейшим образом «просеял» сквозь сито цензуры все обычаи украинцев, оставив нам только что-то очень причесанное и целомудренное. О другом знать — нельзя! Такое предположение вполне приемлемо в контексте общеизвестной сентенции «в Советском Союзе секса нет».

И хотя «советчина» уже в прошлом, мы по привычке продолжаем «причесывать» информацию о житие-бытие наших предков. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что из книги известного краеведа Марка Грушевского «Дитина у віруваннях і звичаях українського народу» исчезли все записи о половой жизни. В издании 1907 года они были. А когда книгу решили переиздать в 2006 году, то тщательным образом «очистили» ее от «ненужной», по чьему-то мнению, информации. Возможно, именно поэтому антропология человеческого тела — это направление, которое не особо пользуется популярностью среди исследователей. Особенно если идет речь о культурологическом понимании вопроса. Поэтому очень радуют книги на эту тему. В издательстве «Дуліби» недавно вышла в свет монография Ирины Игнатенко «Жіноче тіло в традиційній культурі українців». Автор — кандидат исторических наук, доцент Киевского национального университета имени Тараса Шевченко — по крупицам собирала информацию из разных источников, прорабатывая опубликованные исследования этнографов, а также архивные материалы, хранящиеся в научных фондах рукописей и фонозаписей Института искусствоведения, фольклористики и этнологии имени Максима Рыльского НАН Украины и других учреждений. Кроме того, Ирина Игнатенко использовала собственные полевые записи из Полесья и Черкасщины.

Особого шарма книге придают иллюстрации. Есть здесь и репродукции произведений Национального художественного музея Украины и музея Тараса Шевченко, и фотографии комплексных историко-этнографических экспедиций Государственного научного центра защиты культурного наследия от техногенных катастроф МЧС Украины, а также материалы Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара». Символично, что на обложке оказался офорт Тараса Шевченко «Вирсавия».

В своем труде исследовательница рассматривает табуированную в украинской культуре тему женского тела. В частности, речь идет об основных этапах эволюции женщин (начало месячных, первый половой акт, зачатие ребенка, использование контрацептивов, аборты, венерические болезни и климакс), а также о том, как каждый из этих этапов «конструировался» с помощью верований, обычаев и обрядовых ритуалов.

Книга «Жіноче тіло в традиційній культурі українців» заинтересует читателей, которых не пугает необходимость избавляться от всяческих табу и стереотипов. В конце Ирина Игнатенко цитирует известного этнолога Владимира Гнатюка, который про «праці сороміцького змісту» сказал, что они «...не друкуються для панночок, ні для ціцькових дітей, ні для естетів та моралістів, які стоять на рівні з ними в духовнім розвою, а для людей, які бажають пізнати життя й творчість нашого народу у всіх його проявах». Так что если это о вас, издание непременно будет полезно.

Виктория КОБЫЛЯЦКАЯ, Черкассы
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ